В Алматы прошло расширенное заседание по обсуждению проекта госпрограммы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Алматы прошло расширенное заседание по обсуждению проекта госпрограммы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы

В Алматы прошло расширенное заседание по обсуждению проекта госпрограммы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы

В Алматы прошло расширенное заседание по обсуждению проекта «Государственной программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы».

  • 18 Августа 2010
  • 876
Фото - Caravan.kz

В совещании приняли участие ученые — языковеды, заместители районных акиматов, представители общественных и молодежных организаций, национально-культурных центров, специалисты вузов, учебных организаций, передает Казинформ.

Как отметил ведущий научный сотрудник КИСИ Тимур Козырев, ученые смотрят на программу с оптимизмом, однако, если она не будет реализована в отпущенный срок — до 2020 г. страну могут ждать некоторые социальные потрясения.

По его словам, сегодня можно обозначить некоторые опасения. Из них первое: два общественно-политических дискурса порождают две параллельных политических культуры, а это означает в перспективе две параллели гражданского самосознания, и если так будет продолжаться, то никакой единой политической нации нам не построить. «Поскольку казахскоязычное информационное поле остается закрытым для русскоязычного сектора, в связи с этим формируется два этих параллельных социально-политических дискурса. Когда человек выступает и пишет на казахском языке и знает, что обращается к моноэтничной аудитории, это сказывается на содержании его высказываний, и это неизбежно оказывает свое влияние на круг его потребителей…», — отметил он.

Вторая потенциальная опасность, по мнению Т.Козырева, заключается в том, что сейчас в Казахстане, особенно в южных регионах, подрастает поколение казахскоязычной молодежи, которая сформировалась в период независимости и усвоила в своем сознании, что казахский язык должен быть государственным и его должны знать все. «Эти мальчики и девочки гораздо острее воспринимают языковой вопрос, чем их родители и деды, и, самое главное, гораздо более активно на это реагируют. Если в течение 15-20 лет их русскоязычные сверстники не овладеют казахским языком хотя бы на уровне пассивного понимания и в то же время поколение родителей успеет уйти либо из общественной жизни либо вообще из жизни, то к этому времени конфликтогенный потенциал возрастет многократно», — отметил Т.Козырев.

И третье, по его словам, в Казахстане есть своя региональная специфика. «Это специфика экономическая, а также специфика этнического состава населения. В одних районах освоение казахского языка идет быстрее, а в других значительно медленнее. И если этот разрыв в темпе будет продолжаться, то со временем он может стать непреодолимым, и это тоже потенциальная опасность. Это означает, что на юге и западе нам не следует сейчас чрезмерно форсировать, и в то же время стоит усилить меры на севере и востоке, чтобы заранее не дать потенциальной опасности превратиться в угрозу», — сказал ученый.