Рабочая смена для водителя Кайрата Илишева сегодня началась с изучения новой электронной системы, которую на его автобус установили накануне. Отныне больше никаких наличных: валидаторы заменили новыми терминалами.
Кайрат Илишев:
— Мы прошли обучение, нам показали, как работает. Ну, я не скажу, что есть какие-то сложности. Он удобен для водителя, и как бы помощник всем водителям.
Новую систему оплаты проезда в Алматы намеревались запустить еще десять лет назад. Но тогда в бюджете на это не нашлось средств. Власти нашли альтернативу кондукторам – заменив их на валидаторы. Но и те не оправдали себя: некоторые водители вскрывали аппараты и изымали деньги. Несовершенством системы пользовались и пассажиры: вместо монет они кидали туда игральные фишки и всевозможный металлический мусор. Теперь, говорят разработчики, все будет иначе.
Для проезда в общественном транспорте теперь понадобится вот такая электронная карта. Принцип ее работы прост: снимаете защитный слой, пополняете баланс, а затем прикладываете ее к считывающему устройству. Баланс списан. Теперь больше никаких билетов и наличности.
Разработчики уверены: новшество не только повысит сервис, но и позволит, наконец, высчитать реальный пассажиропоток.
Рифат Абдураманов, ТОО «Транспортный холдинг Алматы»:
— Мировая система показывает, что после внедрения электронного билетирования доходы автобусников возрастают как минимум на 20%. Понятно, что это единая система, и тут должна быть совместная работа контрольно-ревизионной службы. Плюс мы выводим многие средства, и там, где есть наличность, всегда присутствует тот самый пресловутый человеческий фактор.
Для продажи карт в городе открыли 200 пунктов. А для пополнения счета установили почти 5 000 терминалов. Что касается именных электронных билетов для студентов, школьников и пенсионеров, их уже начали выдавать бесплатно. Для этого нужна лишь фотография и удостоверение личности.
Сегодня новшество оценили чиновники. Они заверили, что из городского бюджета на проект не было потрачено не тиына. Ведь установка только одной такой системы обходится почти в полмиллиона.
Юрий Ильин, заместитель акима г. Алматы:
— Предполагает, что окупаемость проекта произвести в течение 5-7 лет. То есть сейчас не ставится вопрос об однодневной окупаемости или в течение года. В первую очередь, это вопрос социального характера, который и преследует инвестор.
Внедрение безналичного расчета обрадовало далеко не всех пассажиров. Многие говорят, что теперь придется постоянно вспоминать, сколько средств осталось на карте. Но сложнее всего будет гостям города.
— Возможно, это и будет удобно! Но, к примеру, людям, которые приезжают из других городов, может быть, иностранцы, и если у них не будет этой карты, они не смогут проехать на общественном транспорте.
— Для меня проще так, как было раньше, и оставили проездные билеты.
— Почему?
— Я не знаю, но, может, все из-за того, что мы просто еще не привыкли к этому.
Сейчас на линию вышли уже 200 переоборудованных автобусов. До 15 октября разработчики намерены установить терминалы на всем общественном транспорте. А уже со следующего года единую электронную карту можно будет использовать и в алматинской подземке, и в пригородном общественном транспорте.