Суд также обязал ее выплатить ущерб потерпевшим, сообщает Sputnik Казахстан
В Актобе известного аудитора оправдали через шесть лет после приговора. Теперь за ошибки следствия и незаконное уголовное преследование государство заплатит ей 15 миллионов тенге (почти 35 тысяч долларов) морального ущерба.
Эта история началась в далеком 2014 году. Тогда актюбинский суд обвинил владелицу аудиторской фирмы Умсын Сулейменову в мошенничестве. Ее приговорили к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества. По версии следствия, она продала один и тот же коттедж двум разным покупателям. Женщина заплатила потерпевшим около 49 миллионов тенге (114 тысяч долларов).
Однако осужденная утверждала, что дело сфабриковали, а ее подставили. В итоге в начале 2015 года апелляционный суд Актюбинской области пересмотрел дело и оправдал ее по одному из эпизодов мошенничества. Умсын Сулейменовой сократили наказание на год.
Осенью того же года атырауский суд сменил наказание на ограничение свободы в связи с безупречным поведением. В 2016-м Сулейменову освободили условно-досрочно.
Газета "Диапазон" пишет, что на протяжении пяти лет женщина пыталась доказать свою невиновность. И вот в октябре 2020 года Верховный суд отменил обвинительный приговор и последующие за ним постановления, а дело направили на новое рассмотрение.
Отметим, что за решеткой женщина провела год и четыре месяца, затем долгое время ее свобода была ограничена.
В феврале 2021 года ее признали невиновной в мошенничестве и оправдали в связи с отсутствием состава преступления.
Аудитор подала иск к государству за незаконное уголовное преследование. Актюбинка требовала 100 миллионов тенге (233 тысячи долларов) за моральный ущерб. В иске она указала, что ее осудили в 53 года, а оправдали, когда она стала уже пенсионеркой.
Сулейменова говорила в суде, что ранее была уважаемым человеком, работала профессиональным финансистом-аудитором, воспитывала ребенка, была учредителем нескольких юридических компаний. Однако из-за незаконного осуждения она лишилась бизнеса. Кроме того, длительное время ей не разрешали общаться с дочерью, а родным постоянно приходилось объяснять знакомым то, что она не виновата.
Прокурор признал, что Сулейменова заслужила компенсацию, но посчитал, что достаточно будет суммы в один миллион тенге (2,3 тысячи долларов).
В итоге суд обязал министерство финансов выплатить пострадавшей 15 миллионов тенге.