Узбекское "нет" для КСОР - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+7 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекское "нет" для КСОР

Узбекское "нет" для КСОР

Генеральный секретарь Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа недавно заявил, что созданию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) мешает особое мнение узбекской стороны.

  • 15 Июня 2009
  • 1288
Фото - Caravan.kz

Узбекистан выдвинул несколько предложений, без учета которых КСОР функционировать не сможет. Во-первых, чтобы решения о применении КСОР принимались на основе консенсуса, а не простым большинством голосов. Во-вторых, чтобы подразделения КСОР не отправлялись в другие государства, если это противоречит национальному законодательству. В-третьих, требует запрета на участие подразделений КСОР в разрешении конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. В-четвертых, считает, что соглашение по КСОР должны ратифицировать парламенты, а не президенты стран-участниц.
Политологи, давно следящие за деятельностью военных структур на постсоветском пространстве, думается, ожидали такой реакции официального Ташкента. Вообще, узбекская сторона довольно часто со скептицизмом относится к разного рода идеям, инициируемым в рамках интеграционных объединений. По большому счету, она выступает не столько против самих идей (часто, они интересные и взаимовыгодные), сколько против механизмов их осуществления.
С таким сверхосторожным подходом Ташкента необходимо считаться, чтобы на самом деле построить крепкую и устойчивую военно-политическую организацию.
Не антиНАТО, но…
Как заявил еще в феврале текущего года генсек ОДКБ Николай Бордюжа, КСОР не преследует целей стать антиНАТО. Отсюда следует, что КСОР не собирается становиться и альтернативой Североатлантическому блоку в Евразии. При этом генсек ОДКБ ограничил сферу деятельности КСОР лишь территорией стран-участниц ОДКБ, подчеркнув, что НАТО направляет свои войска в различные регионы мира.
Бордюжа, наверное, во многом прав. На сегодняшний день КСОР, несомненно, не ставит перед собой целей работать в других регионах мира. Разумеется, стать альтернативой НАТО КСОР в ближайшее время просто не в состоянии — ни по инфраструктуре военных объектов, ни по оснащенности, ни по координации действий различных родов войск.
Верно и то, что сегодня государства-участники ОДКБ не собираются использовать войска против третьих стран. Сейчас важно разобраться с конфликтными очагами внутри ОДКБ, где их полно, а универсального, а главное, легитимного инструмента подавления попросту нет.
Регион Кавказа. Думается, одной из основных целей создания КСОР является в перспективе ввод коллективных сил в Южную Осетию, Абхазию и Чечню.
До настоящего времени всю ответственность за события вокруг Кавказа берет на себя Россия, из-за чего постоянно окатывается потоком острой критики с Запада. Наличие в «горячих точках» многонациональных сил с мандатом от ОДКБ позволит говорить уже о коллективной ответственности целой организации.
Еще одним рубежом противостояния стран-участниц ОДКБ являются киргизско-узбекская и таджикско-узбекская границы и прилегающие к ним районы.
Не менее важный регион, где спокойствия в ближайшее время не будет — Ферганская долина, поделенная между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.
Думается, именно здесь должны быть сосредоточены подразделения КСОР. Совсем другое дело, какие страны этого хотят, а какие — этому же противятся.
Крепкий узел противоречий
Как писал в своей книге «Узбекистан на пороге ХХI века» узбекский президент Ислам Каримов: «Узбекистан, будучи членом Движения неприсоединения, не приемлет участия в каких-либо военно-политических блоках, видит в этом гарантию национальной безопасности, сохранения мира и стабильности в регионе и выступает против создания военно-политического блока на пространстве СНГ».
Формулировка примерно такой же редакции закреплена в Конституции страны. Поэтому особое мнение Ташкента по вопросу КСОР вполне логично и понятно. Как и Туркменистан, Узбекистан не желает быть втянутым в вооруженные конфликты, в которых не имеет прямого интереса, не видит угроз национальной безопасности.
В той же книге Каримова есть и более категоричная установка. «Заключение подобных (можно подразумевать и КСОРприм.авт.) военно-политических договоров, должно обеспечивать полный суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ нашей страны».
Теперь по порядку разберем все претензии, выдвинутые к КСОР узбекской стороной. Когда Узбекистан говорит о консенсусе при принятии решений о применении КСОР и исключает простое большинство голосов, он имеет в виду невыигрышный для Ташкента состав участников ОДКБ: наряду с Узбекистаном Россия, Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан, Таджикистан. Если в рамках КСОР будут приняты невыгодные для Узбекистана решения, то Киргизия и Таджикистан, с которыми отношения, мягко говоря, не сложились, всегда будут голосовать против интересов Ташкента. Это не может не тревожить узбекские власти. Вместе с тем консенсус предполагает блокирование любых решений в случае несогласия с ними одной отдельно взятой стороны.
Не секрет, что в рамках НАТО решения о применении силы принимаются на консенсусной основе. А так как эта форма принятия решений слишком сложная и неоперативная, США были вынуждены принять решение о вторжении в Ирак в одностороннем формате. Правда, потом они НАТО и другие страны в формате Организации Объединенных Наций подтянули, но первоначально были вынуждены отказаться от диспутов в рамках НАТО.
Узбекистан де-факто не хочет, а де-юре и не может отправлять свои подразделения на территорию других стран. Это право воспринимается официальным Ташкентом и как гарантия невмешательства других стран во внутренние дела Узбекистана. В мае 2005 года узбекские власти пошли на конфронтацию с Западом лишь для того, чтобы не пустить независимую международную комиссию по расследованию андижанских событий. Как показало время, Каримов оказался в этом вопросе весьма последовательным, так и не поддавшись нажиму извне.
Поэтому линию Узбекистана необходимо понимать так: мы не только не отправим свои войска за пределы страны, но и не позволим войскам других стран присутствовать в Узбекистане.
Если КСОР будут обеспечивать стабильность на территории стран-участниц ОДКБ, то Киргизия и Таджикистан, как члены ОДКБ, в случае возникновения нестабильности в приграничной с Узбекистаном зоне (а там нестабильно почти всегда) имеют полное право обратиться к государствам-членам ОДКБ с просьбой использовать подразделения КСОР. Предполагается, что решения о применении сил КСОР будут приниматься простым большинством голосов стран-участниц ОДКБ. В основе КСОР будут российские подразделения, а другие члены предоставят бригаду или полк. Если Узбекистан подпишет договор, значит подразделение узбекских спецподразделений будет входить в группу КСОР.
А если просьбу Киргизии или Таджикистана страны-участницы ОДКБ удовлетворят, то узбекское подразделение будет вынуждено, согласно договору, войти в нестабильную зону с киргизской или таджикской стороны. Обычно, миротворческие силы типа КСОР создают буферную зону между конфликтующими сторонами. И значит, узбекские подразделения в составе КСОР вполне могут оказаться в зоне ответственности других подразделений регулярной узбекской армии на границе.
Узбекистан не устраивает даже возможность такого сценария, ибо по Конституции он не может направлять свои войска на территорию других (Киргизия и Таджикистан) государств.
По этой же причине подразделения НАТО используются вне зоны НАТО. С одной стороны, присутствие КСОР в Чечне, Южной Осетии и Абхазии выглядит вполне уместным. С другой, присутствие КСОР на сопредельных с Узбекистаном территориях и Ферганской долине выглядит, по меньшей мере, нелепым.
Каримов желает выиграть время, когда предлагает принять решение о создании КСОР не президентами, а парламентами стран-участниц. Так как процесс ратификации долгий и сильно забюрократизированный, Ташкент надеется отправить вопрос в долгий ящик.
Реакция России
Раздражение, которое испытывал генсек ОДКБ Николай Бордюжа, когда озвучил особое мнение Узбекистана по вопросу создания КСОР, наглядно характеризует отношение России к своим партнерам по ОДКБ. Такое впечатление, что Россия повела себя как капризный ребенок, которому родители запретили поиграть с любимой игрушкой.
Думается, такая реакция не делает чести стране, заинтересованной в сохранении своего влияния в Центральной Азии. Что делает ребенок, когда родители запрещают? Он может заплакать и долго ныть по поводу запрета. Но ведь есть и умные не по годам дети, которые мирятся с запретом и стремятся обойти его другими способами.
Москве давно пора понять, что в Центральной Азии наряду с предсказуемыми партнерами в лице Астаны, Бишкека и Душанбе есть и менее предсказуемые, такие как Узбекистан и Туркменистан. С ними тоже надо работать, вникать в их проблемы, искать компромиссы и находить точки соприкосновения.
В отношении особого мнения Узбекистана необходимо набраться терпения, и постепенно, шаг за шагом, найти так необходимый компромисс. Выкручиванием рук и грубым давлением ничего, кроме отчуждения, от Узбекистана не добьешься.

Продолжение следует

Фото с сайта http://www.newskaz.ru