Узбекский гамбит - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекский гамбит

Узбекский гамбит

Часть вторая

  • 24 Августа 2006
  • 1249
Фото - Caravan.kz

Прошло всего три дня, с тех пор как по каналам Узбекского национального информационного агентства прошла прелюбопытная информация.
Узбекский президент Ислам Каримов в своей резиденции Оксарой принял помощника государственного секретаря США Ричарда Баучера.
С тех пор, как между официальным Ташкентом и Вашингтоном пробежала черная кошка, это первое событие, которое, во-первых, может говорить о реанимации интереса США к региону, в частности, Узбекистану, во-вторых, о трансформации ташкентских эмоций во что-то более здравое.
Настолько ли серьезны намерения американцев восстановить статус-кво в отношениях с Узбекистаном? Настолько ли велика решимость официального Ташкента забыть былые обиды и обсуждать общие проблемы?
Версия официальная
Узбекское национальное информационное агентство посвятило визиту Баучера небольшую информацию на своем сайте, которую дружно списали все лояльные властям СМИ. Объем, выделенный для данной информации, говорит о еще тлеющих комплексах официального Ташкента по отношению ко всему американскому.
Общие слова типа — «эта встреча предоставляет хорошую возможность обменяться мнениями по важным вопросам взаимоотношений двух наших государств», — может подтверждать следующее предположение: некоторые российские СМИ зря волнуются по поводу возврата Ташкента в проамериканское лоно.
Узбекское руководство, приняв Баучера, дает лишь сигнал к тому, что контакты возможны. Правда, с некоторым важным уточнением — былого доверия нет, и пока быть не может.
Комплексы официального Ташкента видны даже без увеличительных линз. Цитата «Узбекистан является убежденным сторонником сохранения мира и стабильности на планете, а также установления равноправных и взаимовыгодных партнерских отношений между странами. Внешняя политика, проводимая руководителем нашего государства, базируется именно на этих принципах», — еще раз подчеркивает, что США своими критическими выпадами в период андижанского кризиса вели себя не как равноправный партнер, а Узбекистан, подавив мятеж, сохранил мир и стабильность не только в регионе, но и вообще на всей планете.
Дипломатические реверансы типа: «в процессе последовательного развития многосторонних связей между Узбекистаном и США наблюдается взаимопонимание и уважение» можно даже не упоминать. Хотя в плане взаимных обид они актуальны.
Версия субъективная
Судя по настрою, царившему в ходе визита Ричарда Баучера, и Узбекистан, и США решили на первое время наладить мосты, несколько отодвинув в сторону вопрос о состоянии прав человека в центрально-азиатской стране.
Еще до визита вице-президент США Ричард Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд высказали осторожный интерес к восстановлению контактов с официальным Ташкентом. На фоне двух весьма политкорректных господ, госсекретарь Кондолиза Райс выглядела на редкость откровенной, сделав предположение, что вместо ушедших из Узбекистана американцев могут прийти русские и китайцы.
Между тем Баучер, заявив, что США хотят восстановить сотрудничество с Узбекистаном на уровне прямого диалога с его руководством, все же добавил в бочку меда ложку дегтя. Американский дипломат донес до своих узбекских собеседников, что Соединенные Штаты по-прежнему серьезно озабочены ситуацией с правами человека в Узбекистане, узбекское правительство хорошо знает об этой принципиальной позиции Вашингтона, и проблема лишь в том, смогут ли, несмотря на расхождения по вопросу Андижана, США и Узбекистан двигаться вперед, продолжая диалог, или в скором времени все вновь вернется на путь конфронтации и двустороннего недопонимания.
Время от времени казалось, что на берегах Потомака произошло нечто серьезное и на удивление странное.
Доброжелательное отношение США к форсированному сближению Узбекистана и России, их карт-бланш в отношении возможного улучшения узбекско-турецко-казахско-таджикско-кыргызского взаимопонимания может диктоваться лишь тем, что геополитика возобладала над национальными американскими принципами.
Правда, былого масштаба взаимного доверия, судя по всему, достигнуть будет весьма сложно. Даже, несмотря на некоторый оптимизм Баучера по поводу строгого соблюдения сторонами Декларации о стратегическом сотрудничестве, подписанного Ташкентом и Вашингтоном в начале 2002 года.
Нет ничего более наивного, чем полагать, что в дипломатической схватке между Узбекистаном и США есть победители.
Вариант первый. США первыми пошли навстречу Ташкенту, опасаясь, что на перроне ташкентский экспресс поджидают Россия и Китай. В данном контексте заведомо доброжелательная позиция американцев в вопросе узбекско-российского политического и экономического сближения не выдерживает никакой критики.
Вариант второй. США первыми сделали шаг навстречу, понимая, что годичный бойкот Узбекистана не дал никаких реальных плодов, а позиция официального Ташкента по андижанскому кризису не претерпела изменений.
Не думаю, что американские принципы, многие из которых, нужно согласиться, весьма привлекательны и универсальны, как-то видоизменятся. Баучер подтвердил, что США будут и далее обращать пристальное внимание соблюдению прав человека в Узбекистане. Точно не знаю, насколько сам Баучер, а также другие представители американской администрации могут верить в то, что деформация узбекского режима внутри этого режима возможна. Единственное, в чем четко заверил Баучер, то, что вопросы соблюдения прав человека в Узбекистане отныне не будут жестко увязаны с вопросом формирования двусторонних отношений в регионе Центральной Азии.

* * *
Сегодня нет никакого резона выяснять, кто кого сильнее обидел: Штаты Узбекистан или Узбекистан Штаты. Сигнал, поданный визитом Баучера в три страны Центральной Азии, должен быть правильно понят заинтересованными сторонами.
Одна сторона, Россия, уже отреагировала намечаемым визитом в начале сентября в регион своего президента. Россию, без сомнения, волнует вопрос: насколько могут продвинуться узбекско-американские отношения, и не станут ли они со временем угрозой политико-экономическим интересам Москвы в регионе?
Китай тоже внимательно следит за ситуацией, опасаясь повторения уже пройденного Узбекистаном пути. Любые успехи США в регионе, надо думать, воспринимаются в Пекине как свои собственные неудачи. И в данном контексте озвученная Баучером позиция о желательности укрепления отношений Узбекистана с Китаем выглядит не совсем убедительно.
Узбекистан вовсе не зря оказался в центре внимания американо-европейских интересов. Думаю, и за океаном, и в Старом Свете прекрасно осознают непреложную истину: ключ к Узбекистану означает ключ ко всей Центральной Азии.
А его очень хочется заполучить…