Узбекский гамбит - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекский гамбит

Узбекский гамбит

Часть первая

  • 23 Августа 2006
  • 1458
Фото - Caravan.kz

События начала августа в Узбекистане вызвали довольно бурную реакцию в кругах, которые ныне считают эту центрально-азиатскую страну своей вотчиной.
Российские средства массовой информации словно затеяли соревнование друг с другом: чем обернется для России визит в Ташкент помощника государственного секретаря США Ричарда Баучера?
Наиболее горячие головы уже поспешили заявить, что американский вектор внешнеполитической доктрины официального Ташкента реанимирован, и надо только ждать момента, когда особые отношения Узбекистана и США будут закреплены на высшем уровне. Но среди российских СМИ есть и те, которые осознают ту степень разлада, существующий ныне между Ташкентом и Вашингтоном.
Гамбит — это один из шахматных приемов, когда игрок, пожертвовав пешку, стремится захватить инициативу. Нужно заметить, что Узбекистан такой ситуацией уже воспользовался, когда, пожертвовав возможными особыми отношениями с США, перешел в лагерь русских и китайцев.
Насколько необратим процесс смены внешнеполитического вектора официального Ташкента? Чтобы понять это, достаточно еще раз вернуться к тем последствиям, которые оказали на узбекско-американские отношения прошлогодние события в Андижане.
Важно уяснить, что тональность заявлений американских представителей и европейцев о необходимости проведения независимого международного расследования, была, по крайней мере, слишком жесткой.
Но даже не в тональности дело. Ее узбекская сторона могла бы и простить, в случае правильного подхода к проблеме, как со стороны США, так и ЕС. Другое дело, унижение, которому подвергся официальный Ташкент в вопросе возврата андижанских беженцев. Для Комиссариата по делам беженцев, одного из подразделений Организации Объединенных Наций — это нормальная практика. Для Президента Каримова -пощечина, которую на Востоке не прощают. Он был в принципе готов получить отрицательный ответ от Запада, когда требовал вернуть беженцев в Узбекистан. Прекрасно понимая, что его жесткое «нет» на так называемое независимое международное расследование андижанских событий может привести к обратной реакции, но уже с беженцами.
Все остальное после мая 2005 года время Кыргызстан пытался хоть каким-то образом замолить свои грехи перед своим западным соседом. Ведь именно через эту страну в страны Европы и Америки ушли с официальным статусом, а кто и без него, андижанские беженцы.
Обида официального Ташкента на США стала главной причиной почти полного разрыва взаимоотношений между странами. Причем, ситуация несколько напоминала игру в «кошки-мышки» в темной комнате. Дипломатические представительства двух стран исправно работали, послы тусовались на вечеринках, правда, в Ташкенте стало немодным приглашать на party американцев.
Бойкот Ташкента был организован, однако, без применения жестких экономических санкций. Весь процесс обструкции Узбекистана проходил в так называемых цивилизованных рамках.
В свою очередь, Узбекистан активно включился во все региональные структуры, где главную роль играли Россия и Китай, или одна лишь Россия. Официальное оформление союзнических отношений между Москвой и Ташкентом обеспечили последнему защитный зонтик от волны критики на Западе.
С одной стороны, сложилась патовая ситуация, когда Западу необходимо было ужесточать свои действия, пытаясь сломить волю официального Ташкента. С другой, и в США, и в европейских странах пришло понимание того, что, несмотря на свой авторитарный имидж, Узбекистан не может играть при всем желании роль страны из «оси зла». Эмоциональный взрыв, связанный с событиями в Андижане стал идти на убыль сразу после того, как на Западе отметили годовщину андижанских событий. Аккредитованные в Ташкенте дипломаты из стран ЕС постепенно стали понимать, что оставлять обиженный Узбекистан один на один с Россией и Китаем, по меньшей мере, недальновидно.
Естественно, пошли в ход дипломатические реверансы, в числе которых особо отличилась Германия. Если посмотреть на ситуацию здраво, Берлину нет никакого резона вставать в позу и демонстрировать всему миру свою принципиальность, которая совсем близко граничит с узколобостью. Немецкая военная база в Термезе существует, и Ташкент никогда особо не хотел ее ликвидировать.
Еще раз приходится удостовериться в том, что экономические мотивы зачастую преобладают над политическими пристрастиями. Узбекистан расположен прямо в сердце Центральной Азии, граничит со всеми странами региона и посему его стратегическое местоположение считается наиболее удачным в геополитическом плане.
Нельзя сбрасывать со счетов экономический, интеллектуальный, сырьевой потенциал страны, способный в совокупности привлекать большие инвестиционные вливания от международных доноров.
Скорее всего, именно международные финансовые центры оказали мощное давление на политические элиты стран Запада с тем, чтобы те прикрыли глаза на ситуацию с правами человека в Узбекистане. Финансисты, и… стратеги.
Свято место, как говорится, пусто не бывает, и на месте некогда американской базы в Карши-Ханабаде могла в любой момент появиться российская или китайская база. Тем паче ситуация к тому и шла. Вступление в Евразийское экономическое сообщество предполагало и следующий шаг — присоединение к Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), что впоследствии и произошло.
У Ташкента появились обязательства не только экономического плана, но, что более опасно для Запада, — обязательства в плане коллективной безопасности.
Бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей особый пиетет перед официальными узбекским властями не испытывал. Его неосторожные высказывания, по большей мере относящиеся к вопросам соблюдения прав человека в Узбекистане, создали ему имидж дипломата, резко выступающего вразрез с проводимой Каримовым внутренней политикой.
Его быстро сменили на этом посту, и новый посол Дэвид Моран оказался куда покладистее своего предшественника. На этот факт следует обратить особое внимание, ибо именно он сделает первый практический шаг к тому, чтобы прорвать бойкот Запада в отношении официального Ташкента.
В свое время Европейский Союз ограничил выдачу виз узбекским гражданам, ввел запрет на продажу оружия и сузил масштабы деятельности европейских структур в Узбекистане. Американцы отказались давать официальному Ташкенту помощь в размере 21 миллиона долларов. Все это было сделано в рамках североатлантической солидарности в ответ на отказ Каримова дать добро на проведение международного расследования андижанских событий.
Политика так устроена, что некоторые вещи делаются громко и публично (введение санкций со стороны ЕС и США), а другие — тихо и мирно.
Так можно охарактеризовать состоявшуюся в начале августа пресс-конференцию британского посла Дэвида Морана. На ней он заявил, что «с 7 августа 2006 года посольство Великобритании в Ташкенте возобновляет предоставление визовых услуг в полном объеме».
И далее: «Я испытываю огромное удовольствие от того, что граждане Узбекистана снова смогут получать британские визы на месте. Я хочу поблагодарить многих узбекских и британских людей, упорно работавших для того, чтобы это произошло. Новая услуга намного улучшена — гражданам Узбекистана нет необходимости посещать посольство, чтобы сдать и получить свои визовые заявления. Теперь мы сами, посредством курьерской компании, придем к вам».
Напомню, что британская сторона приостановила выдачу виз узбекским гражданам 16 ноября 2005 года по соображениям безопасности, как тогда говорилось, «на неопределенный срок». Тогда же был введен механизм, по которому гражданам Узбекистана приходилось обращаться за британскими визами в консульские учреждения Великобритании в Москве и Алматы.

Продолжение следует.