Наша страна заняла 104-ю строчку из 113 возможных в рейтинге EF EP за 2023 год, передает Caravan.kz.
Рейтинг сформирован на основе результатов тестирования 2,2 миллионов респондентов в 113 странах и регионах, которые в зависимости от уровня владения английским разделены на категории следующим образом:
- Очень высокий;
- Высокий;
- Средний;
- Низкий;
- Очень низкий.
В контексте азиатского региона Казахстан занял 22-е место из 23, опередив только Таджикистан. В сравнении с соседями, результаты Казахстана оказались хуже, чем у Узбекистана (93-е место), Кыргызстана (90-е место), Китая (82-е место) и России (41-е место).
С полным рейтингом за этот год вы можете ознакомиться на сайте EF по этой ссылке.
Трудно не согласиться, что рейтинг выглядит достаточно удручающим, и требует некоего разбора со стороны экспертной среды.
По мнению политолога Газиза Абишева, английский язык – важный фактор конкурентоспособности не только отдельных работников, но и экономик в целом.
«Для любого амбициозного молодого человека, желающего быть конкурентоспособным не только там, где родился, быть моноязычным – ошибка, двуязычным – более-менее, трехъязычным – уже хороший базис.
Кроме того, подключение к англоязычному пространству – фактор политического мышления масс. Вот над чем в том числе надо работать Казахстану. Самые продвинутые родители всё понимают и вызволяют детей из монолингвизма, но всё же надо давать возможность выучить мировой язык более широким слоям населения», — написал он в Telegram.
Казахстанский преподаватель английского языка Нина Дерябина считает, что рейтинг действительно отражает текущую ситуацию.
«В Казахстане, и правда, существует значительное количество людей, владеющих английским лишь на базовом уровне. Это происходит, по-видимому, из-за того, что в школах уделяется большое внимание выполнению упражнений, нежели разговорной практике.
Сравнивая умение разговаривать и знание грамматики, можно заметить, что по последнему показателю мы, возможно, выше. Однако, к сожалению, уровень разговорной практики, скорее всего, недостаточен. Как преподаватель английского, я ежедневно сталкиваюсь с тем, что мои ученики не владеют английским на разговорном уровне, несмотря на 11 лет обучения в школе.
Узбеки и кыргызы обошли казахстанцев по уровню владения английским: как это произошло
Не берусь оценивать ситуацию в соседних странах, но считаю, что низкий уровень английского в Казахстане обусловлен превалирующим акцентом на грамматику и упражнения в ущерб разговорным навыкам. Хотя грамматика и упражнения, безусловно, важны, но разговорные навыки играют также важную роль. Мне кажется, что работа в небольших группах и уделяемое внимание практике могут значительно повысить уровень владения языком в школах», — отметила преподаватель.
По мнению нашей собеседницы, для улучшения ситуации и повышения уровня владения английским языком в Казахстане необходимо создание постоянных разговорных клубов для разных возрастов и социальных слоев. Если в каждой школе будет такой клуб для практики английского, да и не только для школьников, но и для обычных граждан, уровень разговорного английского быстро вырастет.
«Считаю, что значимость английского языка для Казахстана обусловлена его статусом как языка коммуникации на международном уровне и средства осведомления о мировых событиях.
Для повышения мотивации студентов и учета сложившейся ситуации преподавателям английского следует предоставлять более привлекательные условия труда, как это практикуется в некоторых школах и университетах. Однако такие возможности не предоставляются везде, особенно в образовательных центрах с невысокими зарплатами.
На уровне образовательной системы Казахстана можно предпринять практические шаги для повышения эффективности преподавания английского. Организация мероприятий, позволяющих учащимся свободно общаться на английском, увлечение их культурой и историей языка, а также создание регулярных разговорных клубов для граждан, бесспорно, поспособствуют повышению уровня знания английского», — подытожила Нина Дерябина.