Узбекистан: реформы идут "нормальными" темпами - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекистан: реформы идут "нормальными" темпами

Узбекистан: реформы идут "нормальными" темпами

Часть первая

  • 27 Февраля 2007
  • 1370
Фото - Caravan.kz


Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел еще одно исследование среди жителей Узбекистана. Характерно то, что выводы опросов можно предсказать задолго до самого исследования.
Обычно все сводится к таким стандартным формулировкам, как «подавляющее большинство опрошенных определяют социально-экономическое положение страны, как хорошее и стабильное».
Однако на этот раз специалисты Центра постарались сделать очередной эксклюзив, который, надо сказать, получился.
Как сообщает национальное информационное агентство Узбекистана со ссылкой на «Ижтимоий фикр», каждый второй респондент считает, что экономические реформы осуществляются нормальными темпами.
Естественно, можно предположить, что реформы могут осуществляться и ненормальными темпами. Складывается впечатление, специалисты Центра уже и не знают в чем, собственно, изгаляться.
Смею предположить, что такая, по сути, ошибочная формулировка могла пройти, во-первых, благодаря невнимательности одного из специалистов, во-вторых, с русским языком в «Ихтимоий фикр» большие проблемы.
Как говорится в опросе, на формирование общественного мнения значительное внимание оказывает фактор общественно-политической и экономической стабильности. Декларируется, что главным достижением независимости и является именно этот фактор. При этом Центром используются такие определения, как «абсолютное большинство граждан поддерживает действенные меры, принимаемые руководством страны в целях укрепления стабильности и межнационального согласия в обществе».
По большому счету, такими декларациями забиты почти все официальные средства массовой информации. Эффективность подобных штампов настолько низка, что проводить мониторинг СМИ Узбекистана нет никакого смысла.
Обзоры прессы, в принципе, регулярно появляются в СМИ, но насколько они стимулируют узбекистанцев читать отечественную периодику, никто толком не знает.
Вполне может статься, что итоги опроса общественного мнения были не совсем точно сформулированы УзА — главным информационным агентством Узбекистана.
Но одно дело лингвистические и другие неточности, другое дело — реальная ситуация с узбекской экономикой. Интересно почитать дальше.
Итак, в общественном мнении присутствует убежденность в том, что в стране складываются благоприятные экономические и правовые условия для оптимального развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
Благодаря этим самым «благоприятным экономическим и правовым условиям» узбекский бизнес вынужден прятаться в тень от особо усердных представителей контролирующих органов, а фермеры получают, во-первых, не самые лучшие наделы земли и, не имея достаточной сельхозтехники, вынуждены, во-вторых, не хозяйничать на земле, а стараться спекулятивно использовать государственные дотации и кредиты.
Регулярно узбекская прокуратура разбирает целые кипы дел по фермерам, которые, в средствах массовой информации преподносятся общественности как «некоторые нерадивые фермеры».
Узбекский президент одним из приоритетов государственной политики в 2007 году признал необходимость последовательного снижения присутствия государства в экономике.
Однако эта задача ставится перед узбекским правительством уже несколько лет подряд, а ситуация даже на внутреннем рынке не улучшается. Опускаем позиционирование узбекского экспорта на внешних рынках, ибо даже благоприятные факторы, как то: повышение цен на хлопок и другое сырье, — неэффективно используются властями.
Сама стилистика текста опроса вызывает ряд вопросов. Судите сами. «Результативность поэтапно осуществляемых реформ и проведение адресной социальной политики усиливают уверенность граждан Узбекистана в том, что социально-экономическая политика проводится в интересах народа, и руководство страны уделяет большое внимание повышению жизненного уровня населения, взаимосвязи развития экономики и социальной сферы», — говорится в опросе.
О факте наличия или отсутствия реальных реформ можно долго и упорно спорить, но реальная жизнь показывает, что заметных улучшений не наблюдается. Наоборот, с начала 2007 года в Узбекистане началась очередная инфляционная волна, когда выросли цены на ряд товаров первой необходимости. В противовес этому узбекские власти говорят о регулярном повышении заработной платы, пособий и пенсий.
Но каждое такое повышение, и это уже далеко не секрет, вызывает довольно серьезные проблемы в структуре узбекской экономики. Международный валютный фонд и Всемирный банк постоянно говорят о проблемах макроэкономического характера, скрытой инфляции (на уровне 35-40 процентов в год), но официальный Ташкент словно их не слышит.
Ключевой аргумент, мол, «вы нам не мешайте, у нас собственный путь развития, который поддерживает население». Правда, как раз у населения никто никогда не спрашивал, нравится ему жизнь или нет.
Социальная сфера была организационно выстроена как своеобразный амортизатор экономических проблем в обществе. Через социальные органы наиболее уязвимым слоям населения раздаются пособия с целью притушить возможные социальные конфликты.
Но как в любой подверженной массовой коррупции стране, в Узбекистане институт социальной помощи населению постепенно стал трансформироваться в еще одну кормушку для недобросовестных наместников государства.
Злоупотребления усилились в тот момент, когда социальные пособия отдали на откуп махаллинским комитетам. Государство считает одним из самых больших своих достижений выстраивание государственной машины сверху донизу. Как раз на самом низком уровне, то есть на территориях, рулят аксакалы.
Любые социальные выплаты стали своего рода призом для лояльных властям людей, а разросшееся в махаллях кумовство вообще нивелировало, в принципе, неплохую идею.
2007 год объявлен в Узбекистане Годом социальной защиты. Можно предположить, что официальный Ташкент, трезво оценивая перспективы узбекской экономики, решило поставить благотворительность на поток.
Опыт подобного рода деятельности у центральных властей и органах власти на местах имеется. Как отечественный бизнес, так и иностранный давно платит, если можно так назвать, «налог на право работать». Фактически — это обязательства госбюджета перед социальной сферой, которые оплачивает…бизнес.
Будь то ремонт школ, возведение медицинских учреждений, спонсорская поддержка объектов социальной значимости — все это в той или иной мере несет на себе бизнес. Данное обстоятельство свидетельствует, что выделяемые бюджетом деньги на социалку по большому счету просто фикция, или их катастрофически не хватает.
Судя по всему, 2007 год станет годом крупномасштабного применения «налога на право работать».
Естественно, следует ожидать сильнейшего пресса со стороны контролирующих органов на предпринимательство и резкое увеличение его незапланированных расходов. По всей видимости, при формировании государственного бюджета 2007 года были найдены такие значительные дыры, что без массового привлечения к социальной сфере бизнеса бюджет просто лопнет.
По данным опроса, наблюдается тенденция к накоплению денежных средств у населения, что говорит о росте доходов и уверенности граждан в прочности национальной валюты. Во-первых, тенденция роста накоплений наблюдается в течение ряда лет, но фактически не привела к заметному росту депозитной базы узбекских банков. Можно возразить в том плане, что наряду с депозитным инструментарием имеются и другие источники инвестирования: торговые площадки на Узбекской товарно-сырьевой бирже, недвижимость, фондовый рынок, торговля. Но в том-то и вся специфика страны: банки рапортуют о росте депозитной базы, а между тем в реальный сектор экономики она не инвестируется.
Можно предположить, что большая часть денежной массы на депозитах используется банками для решения не совсем свойственных им государственных задач или для собственного выживания.
Во-вторых, нынешняя ситуация на других площадках, способных поглотить ликвидность, не предполагает существенных перемен к консолидации денег. Национальная валюта сум подвержена существенной волатильности на рынке и порой ведет себя довольно странно. Пара «доллар-сум» поддерживается в рамках 1250-1260 сумов за доллар в течение довольно долгого времени.
Но само регулирование валютного рынка жестко осуществляется Центробанком, а вся валютная выручка бизнеса обязательно сдается в кассу. Естественно, это играет на временную стабильность национальной валюты, однако в долгосрочной перспективе она вполне может смениться волнообразными скачками.
Стимулом чему могут послужить реальные экономические реформы в стране.

Продолжение следует