Узбекистан: пробивание новых дырок на ремнях - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекистан: пробивание новых дырок на ремнях

Узбекистан: пробивание новых дырок на ремнях

Обычно после очередного повышения заработной платы и пособий в Узбекистане наблюдался инфляционный виток, который съедал то, что по воле власти надбавлялось к зарплате.

  • 21 Июля 2006
  • 1166
Фото - Caravan.kz

Поэтому в этой центрально-азиатской стране выработался своего рода психологический синдром ожидания.
Так, после 1 июля 2006 года, когда по указу узбекского президента, зарплаты и пособия выросли на 20 процентов, простые граждане были вправе ожидать очередного буйства цен. Еще с начала нынешнего года заметно подорожали строительные материалы, что связывают, во-первых, с ростом потребления внутри страны, во-вторых, с бесконтрольным вывозом в соседний Казахстан.
О северном соседе стоит сказать особо. Так уж сложилось, что в большинстве бед, обрушившихся на узбекскую экономику, принято винить Казахстан. Еще в середине 90-х годов прошлого века казахи часто приезжали в Ташкент, чтобы прикупить ширпотреб на всем известном ипподроме. Сейчас в Узбекистане те времена вспоминают как время расцвета предпринимательства, частной инициативы. Но уже тогда вектор внешней политики стал скатываться к государственному капитализму, по форме и содержанию больше напоминающий государственный феодализм.
Все памятны телевизионные кадры, где на границе между Узбекистаном и Казахстаном доблестные узбекские пограничники ловят казахскую женщину, которая везла на родину формовой хлеб. Помнят и о том, как она сказала о том, что в Казахстане хлеба не хватает. Наверное, узбекские политтехнологи рассчитывали таким образом показать простым смертным, в каком земном раю пребывают их соотечественники. Поверили люди или нет, но националистический душок по Узбекистану пронесся. Получалось так, что виноватым во всех грехах назначен — Казахстан, и потому не стоит в следующий раз заниматься тщетными поисками крайнего.
По сути это был отвлекающий маневр узбекских властей, чтобы дезориентировать жителей Узбекистана от тех проблем, которые тогда стали возникать в экономике. Узбекско-казахстанская граница на долгие времена стала участком, где никогда не было спокойно. Многие в Узбекистане не забыли, как в приграничных узбекских селах пограничники регулярно сносили всевозможные приспособления для пересечения госграницы. Порой доходило до абсурда. Ни для кого не было секретом, что ставшее обыденным незаконное пересечение границы — своего рода бизнес, который приносил неплохие барыши, в том числе, и узбекским пограничникам. И потому было интересно смотреть на то, как по приказу сверху те же самые пограничники топили плавательные аппараты и рубили канатные дороги в приграничных кишлаках. Точнее говоря, рубили сук, на котором и сами сидели.
Никто не ожидал, что визит Назарбаева в Узбекистан нынешним Наврузом станет столь успешным. Этого не ждали, судя по всему, и в узбекском руководстве. Думали, он пройдет в дежурном формате: президенты обнимутся, поговорят, и разойдутся. Как говорится, все останутся при своих. Но уже первая встреча лидеров стран приятно удивила всех, кто наблюдал за ней воочию и по телевизору. Даже показалось, что достигнут прорыв во взаимоотношениях, а простые люди все чаще стали задавать набивший оскомину вопрос: когда будет открыта узбекско-казахстанская граница.
Но всем ожиданиям не дано было сбыться. Правда, Банк развития Казахстана, как и договорились президенты, получил прописку в Ташкенте, но на таких условиях, которые у соседей давно стали историей. Ему придется работать по процентной ставке узбекского Центробанка (сегодня 16 процентовприм. А.А.), выполняя все условия узбекской стороны.
Во всем остальном особых перемен в Узбекистане не прошло. Российская экономическая экспансия, с которой связывали оживление промышленной инфраструктуры, также не стала фактором роста узбекской экономики.
Во-первых, русские уже другие и не собираются вкладывать деньги в заведомо невыгодные отрасли. Во-вторых, участие мощнейших газовых монополий из России пока носит формальный характер. Они долго присматриваются, ибо еще в девяностые годы 20 века помнят период, когда узбекский бизнес фактически в одностороннем порядке расторг множество договоренностей и контрактов.
На фоне бурного роста цен на недвижимость (за последние несколько месяцев цены на квартиры в Ташкенте выросли от 70 до 150 процентов прим. А.А.) и вышел указ президента о повышении зарплат и пособий на 20 процентов. При существующей в Узбекистане налоговой системе ожидать реального роста зарплаты на вышеуказанную цифру нереально. Однако уже 1 июля 2006 года сразу же подорожали транспортные расходы узбекистанцев.
За несколько дней до 1 августа, когда простые люди получат обещанную повышенную зарплату, проезд в городских автобусах еще остался на уровне 160 сумов за билет (примерно 14-16 тенгеприм. А.А.), тогда как пригородный транспорт уже повысил свои тарифы. Примечательно то, что первыми на рост зарплаты среагировал частный сектор.
Коммерческие ларьки еще работают по ценам, к которым привыкли люди. Рост цен не наблюдается, что может говорить о двух особенностях внутреннего потребительского рынка. Первая, цены и до 1 июля были завышенными, и потому нет никакого резона их поднимать. Вторая, они пока реализуют товары, загодя закупленные по старым ценам. Постоянно наблюдая за динамикой узбекского потребительского рынка, склоняешься ко второму. Значит, сразу после 1 августа цены на потребительские товары должны вырасти. В Узбекистане нет никаких явных факторов к тому, чтобы розничные цены остались без изменений. Рост экономики, о котором ежегодно говорит Государственный комитет по статистике, довольно странный и ничего, по сути, простым узбекистанцам не дает.
По большей части, рынок существует за счет импорта, зачастую контрабандного. И чем больше узбекские власти говорят о том, чтобы заблокировать дорогу для контрабанды, тем больший ее поток устремляется на узбекский рынок. Близлежащие соседи научились обходить стороной все препоны на пути товаров и услуг, что еще раз говорит о неэффективности драконовских мер на таможне.
Но больше всего волнует узбекистанцев возможное повышение тарифов со стороны монополистов, обеспечивающих население газом, водой, электричеством. Оплата коммунальных услуг всегда занимала в семейных расходах довольно большое место, и физическое увеличение подобных трат — проблема. И не только в Узбекистане. Но сегодня можно с уверенностью сказать, что повышение тарифов не за горами.
Первое тому свидетельство, подорожавший сразу на 75 сумов бензин. А так как в добавленной стоимости почти всех товаров и услуг заметное место занимает топливо, узбекистанцам надо приготовиться к тому, что коммунальные услуги станут стоить дороже. Насколько? Узнать это придется, скорее всего, ближе к 1 августа.
Подорожавший бензин стал самой популярной темой среди таксистов. Свои повышенные аппетиты они объясняют именно этим обстоятельством. Однако трудно надеяться на то, что, к примеру, жители Ташкента уже сегодня готовы выложить за проезд от автостанции «Ташкент» до Амир Темур хиебони 4 тысячи сумов. Так что еще какое-то время таксистам придется смириться с тем, что люди не могут ездить по новым тарифам. Сколько времени? Наверное, до 1 августа.
Быстрее всех отреагировали на президентский указ реализаторы строительных материалов и аптеки. Именно в данных сегментах экономики узбекистанцы и вчера, и сегодня, и, быть может, завтра наиболее уязвимы. Кто уже начал строить дом, пытается его закончить, а те, кто занимает высокие посты в узбекской властной иерархии, никогда не переставали этого делать. Ведь именно рынок недвижимости сегодня является сферой, где выгодно вкладывать капиталы.
После 1 августа 2006 года станет точно ясно, на сколько узбекистанцам придется потуже затянуть пояса.