Налоги на доходы физических лиц (или, как говорят бухгалтеры, НДФЛ) составляют больше половины прямых налогов Узбекистана (5196,4 млрд сумов). Данные приводятся в прогнозной таблице с сайта Mezon.uz. Об исполнении прогноза говорил президент Ислам Каримов на февральской сессии своего правительства.
Все ли платят эти налоги и как же они расходуются?
Налогоплательщики: сколько и за что
Азимжан (имя изменено) живет в Ташкенте и работает в столичном офисе одной иностранной компании. «В 2012 году я заработал честным трудом, не беря ни копейки из государственного бюджета, около 45 миллионов сумов (22 тыс. долларов по курсу ЦБ). В виде налога с дохода я отдал государству, у которого ни копейки не беру, около 9 млн сумов ($4500), еще 2,4 млн сумов у меня удержали в Пенсионный фонд, на пенсии нынешним пенсионерам.
Моя фирма за меня дополнительно перечислила государству сумму, равную 25% моего заработка, т.е больше 11 млн сумов (5500 $).
Также я заплатил налог на свое личное имущество и налог на землю (170 тыс сумов ). В итоге государство получило от меня и за меня в виде прямых налогов больше 22 млн 400 тыс сумов ($11 тыс).
Сюда следует добавить дорожный налог, который я плачу, когда сажусь в такси или в автобус, т.к. дорожный налог включен в стоимость бензина. Этот же налог мы платим, даже если идем пешком, но по дороге покупаем какие-либо продукты – в их стоимость включается транспортировка, куда включена стоимость бензина, ну и так далее…
А что я имею за свои налоги от нашего государства?
Совершенно разбитые дороги, совершенно платное медицинское обслуживание, платное внешкольное обучение для своих детей. Годам к 60 я буду получать небольшую пенсию, так как сколько ни плати налогов и отчислений в Пенсионный фонд, государство устанавливает потолок в 8 минимальных окладов для начисления пенсий».
Л. живет в одном из поселков городского типа Ташкентской области. Несколько лет назад, заработав в России энную сумму, купил подержанный «Дамас» (микроавтобус) и решил зарабатывать извозом на маршруте от своего поселка до Ташкента.
«В начале года я плачу за лицензию 350 тыс сумов, и потом ежемесячно я плачу фиксированный налог в 250 тыс. сумов, что составляет 3 млн 350 тыс сумов в год ($1570). И это независимо от того, сколько я заработал, и работал ли я вообще. На нашем маршруте около 30 машин. Следовательно, мы платим государству 7,5 млн сумов в месяц, что вместе с лицензией составляет 40 млн 200 тыс сумов в год ($20 тыс). А посмотрите, по каким дорогам мы ездим: это же Чечня после бомбежки! «Поймаешь» яму – раскошеливайся на ремонт, простаивай, но налог плати!»
Кто не платит
Между тем, в Узбекистане существует целая армия лиц, которая законодательно освобождена от выплаты налогов. Согласно статье 180 Налогового Кодекса РУз, «освобождаются от налогообложения полностью следующие физические лица: военнослужащие министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы национальной безопасности, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов; работники органов прокуратуры — по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей».
2 августа 2012 г. президент Ислам Каримов подписал указ «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы», согласно которому «судьи Конституционного суда, судов общей юрисдикции и хозяйственных судов освобождены от налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей».
В связи с этим отпадает вопрос о равенстве сторон судебного процесса: адвокат (сторона защиты) налогом облагается, а прокуроры с судьями (сторона обвинения) налогом не облагаются.
Какие же блага предоставляются многочисленной армии силовых структур (точной статистики нет, но эксперты склоняются к цифре не меньше миллиона человек), которые, получая полное довольствие от государства, не платят ему налогов?
Они имеют очень хорошие поликлиники и госпитали, где бесплатно лечатся не только сами военнослужащие и снб-шники, но и члены их семей.
Они имеют возможность выйти на пенсию, начиная с 37 лет (после 20 лет преданной службы), а если условия работы полевые или горные, то и раньше. Например, Сали работал простым участковым в Чарваке. Считается, что это горная местность, а ходить по горам очень, видать, тяжело, вот и вышел Сали на пенсию в 33 года с пенсией в 350 тыс сумов.
Приходится слышать доводы, что сотрудники силовых структур освобождаются от налогов в силу того, что они бюджетники. Дескать, раз государство им платит, то налоги как бы заранее уже вычтены из довольствия. Однако, школьные учителя, детсадовские воспитатели и нянечки, врачи и медсестры государственных поликлиник и больниц и так далее — тоже бюджетники, но, тем не менее, налоги платят.
Г., учительница высшей категории с 30-летним стажем, работает в гимназии одного областного центра. «Моя нагрузка – более 30 часов в неделю. Это полторы ставки. С учетом классного руководства и прочих надбавок, мне начисляют около 900 тыс. сумов в месяц, с них у меня удерживают процентов 20. Что я имею, платя эти налоги? Дополнительные налоги, в виде откупа от участия в хлопковой компании (150 тыс. отдала прошлой осенью), дополнительную бесплатную работу в виде подметания улиц, обхода квартир на предмет уплаты коммунальных услуг, работы на избирательных участках в период выборов. Скоро, наверное, учителей будут посылать на борьбу с терроризмом», — горько шутит Г.
На что тратятся налоги
Узнать, как государство распоряжается нашими налогами, не представляется никакой возможности. На сайте министерства финансов последняя информация о госбюджете датируется 2006-ым годом. На сайте Госкомстата такой информации тоже нет.
Президент Ислам Каримов заявил на февральском заседании правительства: «Около 59,2 процента всех расходов государства было направлено на финансирование социальной сферы и мер социальной защиты населения, в том числе свыше 34 процентов – в сферу образования и более 14,5 процента – в сферу здравоохранения».
Постановление Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2013 год», которое приводится в «извлечениях» на Lex.uz, предусматривает «доходы Государственного бюджета в размере 21093,4 млрд сумов, расходы — 21190,0 млрд сумов».
Исходя из этого, красивая цифра 59,2% в реальных деньгах означает 12 544,48 млрд сумов или 6 млрд долларов. Столько денег расходуется на годовое содержание всех школ, детских садов, больниц, поликлиник, театров, библиотек, вузов, науки, спорта и прочая.
Сколько же денег тратит народ Узбекистана на поддержание силового аппарата государства, является совершенно секретной информацией.
В целом, сейчас в Узбекистане складывается абсурдная ситуация в области налогообложения: те, кто ведет активную борьбу против преступлений в налоговой сфере, сами налогов не платят. Подобная ситуация была при Людовике XVI, когда налоги платило только третье сословие (простолюдины). Это привело Людовика и его семью на гильотину в ходе Великой Французской революции.
Источник: А.Дрейфус, Международное информационное агентство «Фергана»