Узбекистан: Люди ждут зиму, как беду - Караван
  • $ 522.42
  • 543.89
-18 °C
Алматы
2025 Год
23 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекистан: Люди ждут зиму, как беду

Узбекистан: Люди ждут зиму, как беду

Приближается зима, и тревожное ожидание охватило людей не только в Узбекистане, но и во многих странах Центральной Азии.

  • 8 Ноября 2012
  • 4244
Фото - Caravan.kz

В Узбекистане сегодня более 28 миллионов человек, страна богата природными ресурсами, о чем с гордостью докладывают официальные представители властей. Но приближение зимнего периода настораживает всех без исключения.

«Мы помним советский период. Наши природные ресурсы принадлежали Советскому Союзу, но мы не страдали зимой, — вспоминает Угилой Якубова, пенсионерка из узбекского города Карши. — Газа и угля было хоть отбавляй».

Город Карши – административный центр Кашкадарьинской области, территория которого составляет около 28,4 тыс. квадратных километров, население — около 2 миллионов 98 тысяч человек. По данным сайта «Мой Узбекистан», Кашкадарьинская область очень богата природными ресурсами, здесь находятся самые крупные в Узбекистане месторождения углеводородов. По объему добываемого газа Кашкадарья занимает первое место среди регионов страны. В частности, нефть и газ разведаны и добываются на территории Гузарского, Нишанского, Миришкорского, Мубарекского, и Касанских районов области.

Но что говорят жители области?

«Зимой-то ладно, но ведь нам приходится жечь дрова даже летом», — утверждает Угилой. Она говорит о приготовлении еды — даже летом нет газа, чтобы приготовить на нем пищу. Поэтому приходится тратить «драгоценные» дрова.

В Кашкадарьинской области добывается свыше 90 процентов газа всей республики. Эти данные удивляют местных жителей: зимой они сидят дома под одеялами, дрожа от холода, и представителям областной и городской администраций нет до них никакого дела. У всех на уме одно: куда уходит наш газ? Но власти не в силах ответить на этот вопрос.

«Я предполагаю, что наш газ продается за рубеж», — говорит Угилой.

«Озоди», таджикская служба радио «Свобода», тоже затрагивает энергетическую проблему в Узбекистане. 31 октября на радио вышел материал «Узбекистан без газа, но в Кундузе светло», в котором говорилось: основная проблема заключается в том, что Ташкент продает свой природный газ российскому «Газпрому» и в Китай, и обязательства по этим международным договорам нельзя нарушать. По сведениям «Озоди», в городе Кундуз соседнего Афганистана постоянно есть свет, и эта энергия экспортируется из Центральной Азии, в том числе и из Узбекистана. Как сообщает радио, Узбекистан также экспортирует в соседную Киргизию 200 миллионов кубометров газа в год — и это в то время, когда сами узбекистанцы остаются без электроэнергии и тепла. О том же говорит и собеседница «Ферганы» Угилой Якубова.

По её рассказам, прошлая зима была очень суровой, холодной, и она была вынуждена пойти жить к своим детям. Она не смогла пристроить у себя дома печку-«буржуйку», которая оставалась в доме, забытая, еще с семидесятых годов прошлого века, — потому что побоялась устроить в доме пожар. К тому же печку запретили устанавливать представители Управления противопожарной безопасности.

«На вопрос, как выжить суровой зимой, они не могли дать ответа», — вспоминает Угилой прошлогодний зимний период. По её словам, и в этом году она не готова к зиме: не собрала достаточно дров, не смогла купить уголь. К тому же в городе не продается ни один вид твердого топлива, так что перед зимой проблемы возникают у большинства жителей.

«Мы даже перестали мечтать о газе и электричестве, и так живет абсолютное большинство людей», — признает Угилой. Женщина убеждена: без проблем будут зимовать только чиновники и богатые семьи. Остальным, чтобы выжить, придется пользоваться любыми средствами — просто чтобы соблюсти элементарную гигиену.

«Я была свидетелем, когда некоторые мои соседи мылись в бане, внося туда раскаленный уголь, — рассказывает Угилой. — При этом были случаи, когда некоторые обжигались, а кто-то отравился угарным газом».

Подобный случай произошел недавно, 23 сентября, в семье Исламовых, которая живет по соседству с Угилой. Мужчина, лет шестидесяти, зашел в баню с раскаленным углем и потерял сознание, отравившись угарным газом. Соседи пришли на помощь, вытащили его из бани. Сын пострадавшего, Улугбек, работает в СНБ (Службе Национальной Безопасности) — но даже эта семья не имеет возможности спокойно и безопасно жить. «Служит режиму, а из-за жадности властей чуть не расстался с отцом», — сказала другая женщина, не пожелавшая назвать свое имя. Народ как в Кашкадаринской области, так и по всей республике, винит, хотя и не в открытую, в своих бедах правящий режим. Все знают, кто угоден власти, а кто нет.

По словам Угилой Якубовой, зимой на базарах есть фрукты и ягоды, но цены такие, что с ее пенсией их не купить — хотя кто-то покупает. В городе распространились слухи о том, что газ могут подавать только жильцам многоэтажных домов, под слабым давлением, а в частные дома газ подавать не будут — хотя плату газовики не забудут потребовать. Отвечая на вопрос, как реагирует на эти слухи местная власть, Угилой Якубова коротко заметила, что власти не уделяют необходимого внимания проблемам горожан.

«А может, было бы хорошо, если бы они регулировали подачу газа», — вздыхает женщина, имея в виду его поочередное подключение газа на разных участках города.

Не молчат и государственные СМИ. Недавно появились сообщения, что Узбекистан, начиная с этого года вдвое увеличит добычу угля. «Добыча, транспортировка и погрузка угля в Узбекистане к 2016 году будет увеличена с 3,2 миллиона тонн в 2011 году до 6,4 миллиона тонн», — пишет Газета.uz. Пока неизвестно, чем может обернуться такая обнадеживающая новость, но пока, как утверждают респонденты «Ферганы», они пока не видели угля в городе.

Зимой повышаются цены и на продукты. Как рассказал «Фергане» правозащитник из Карши Нодир Ахатов, «цены на продовольственные товары повысились на 20-30 процентов по сравнению с летним временем. Предстоит суровая зима — а я нигде не видел, чтобы продавали уголь. Недавно в Каманди (село на окраине Карши) заметил только одну вывеску с надписью «уголь» — и все».

Ахатов убежден, что народ мучается «благодаря» алчности президента Ислама Каримова и что власть намерена сократить численность граждан вот таким страшным способом. «В прошлом году тоже была суровая зима, но я не чувствовал тяжести этого периода так, как многие другие, потому что у меня нет маленьких детей», – говорит Нодир Ахатов. Он рассказал, что не запасся ни углём, ни дровами, и уверен, что зима будет проблемной для его семьи. На вопрос, какова реакция местной власти на предстоящие холода, Нодир Ахатов ответил: «Представители месных властей просят у народа только одного – не обращаться к ним с подобными проблемами, все равно им не решить вопросов тепла зимой».

Любопытная информация об Узбекистане выложена на информационном портале Orexca, где приводятся данные о природных богатствах страны.

По запасам золота Узбекистан занимает четвертое место в мире после ЮАР, США и России. А по уровню добычи золота — второе место среди стран СНГ, после России.

Узбекистан входит в пятерку ведущих мировых производителей хлопка. Пять стран мира: Китай, США, Индия, Пакистан и Узбекистан — вместе производят 65% от общего его количества. По экспорту хлопка-волокна Узбекистан занимает третье место после США и Индии. Свыше 75% произведенного хлопкового волокна отгружается на экспорт.

Мужчина из Китабского района Кашкадарьинской области, пожелавший остаться не названным, рассказал о жизни в сельской местности этого района. По его словам, большинство сельчан, особенно молодежь, направляются на заработки в Россию — и там же остаются на зиму.

«Старики, у которых дети зарабатывают в Корее, выкупили квартиры в Ташкенте, и зимуют в столице», — рассказал источник. По его сведениям, газ проведен в сельскую местность, но трубы пусты, газа там в помине нет, им «даже не пахнет». Электричество тоже «в дефиците», зимой оно не подается. Раньше вокруг хлопковых полей росли тутовники, а сейчас их почти нет — сельчане вырубают деревья и все, что годится в качестве топлива, лишь бы согреться зимой, создать тепло и уют в доме. Алчность властителей губит и природу республики.

«У нас проблемы не только с газом и электричеством, мы страдаем и от плохого водоснабжения, — рассказал «Фергане» житель села Китабского района. — Водопровод тоже вроде есть, подключен, но воды в нем нет». Зимой без отопления остаются школы, больницы и даже детские сады. «Прошлой зимой было множество случаев, когда новорожденные дети умирали от холода в роддомах», — рассказывает мужчина.

Скоро декабрь, начнется очередная суровая зима. Власть признает: народ вынужден сводить концы с концами с помощью угля, сообщает узбекская служба радио «Свобода» 31 октября. По сообщению узбекской службы радио, 23 октября кабинет министров Узбекистана принял постановление №305, которое предусматривает принять дополнительные меры по обеспечению углем население Джиззакской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сырдаринской, Сурхандарьинской и Ташкентских областей. Как следует из постановления, народу должны предоставить уголь по ценам, установленным государством. И это не радует граждан страны.

«Уголь — уже как валюта, — сказал собеседник «Ферганы» из Китабского района Кашкадарьинской области. — У него уже две цены, государственная и рыночная, и это позволит многим подзаработать на народной беде».

Напомним, что отключение газа и электричества зимой — постоянная практика в Узбекистане. В прошлом году в поселке Алазар газ выключили 6 декабря, алазарцы рассказывали: «Отрезали не только теплицы, но и газоснабжение в домах. Холод страшный, дети болеют, готовим и прогреваем жилье дровами, по самосвалу дров все закупили… У кого нет денег — попросту собирают хворост». Газа не хватало зимой и в Самаркандской, Ферганской, Андижанской областях. Объясняя, почему такие проблемы с газоснабжением, власти ссылались на многомиллиардные долги населения перед государством. Зима же в Узбекистане довольно суровая, хотя и короткая: в прошлом году в декабре в северо-западных регионах и в Ферганской долине ночью температура достигала минус 18 градусов.

Источник: Тулкин Караев, Швеция — специально для «Ферганы»