Года четыре назад рядом с Капчагайским водохранилищем он построил ферму, где выращивал эту морскую живность по формуле от «от роддома до прилавка». То есть от икры до готового товара. Сам производил корм для своего рыбного стада (я был на этой ферме – вода кишела мальками!), замкнутый водооборот, экологически чистые продукты, низкие цены – что еще надо для успеха? А бизнес не пошел.
Лукавые цифры, фальшивые обещания?
— Минобороны, Минобразования, МВД, МЧС… Всех чиновников кормил клариусом, барамунди. Всем по вкусу пришлась. У меня же рыба без костей! В ней все лептиды-пептиды, куча других полезных вещей. Но никаких субсидий от государства я так и не получил. Школьникам рыба нужна? Да!.. Солдаты должны родину защищать, а не кости из зубов вытаскивать… Сколько ни писал, куда только ни обращался – ти-ши-на. Для меня – то еще денег нет, то уже нет, — Щетинин тоскливо хохочет.
— Алексей, года полтора назад была принята программа развития рыбного хозяйства на 2021-2030 годы. На прошлой неделе в правительстве ее обсуждали. Там и о субсидировании производства кормов для рыбы сказано.
— В этой программе много чего написано. Я корм делал и делаю, а помощи не дождался. Как не было ее в период пандемии коронавируса, так и сегодня нет. Те товарищи, которые писали эту программу, они сами рыбу едят?
— А еще в программе прописана поддержка для ее переработчиков.
— Я свою и коптил, и солил, и вялил, котлеты и медальоны делал из нее. И где эта поддержка? Моя рыба дешевле осетра, форели и вообще любого мяса!
Справка «Каравана»
В среднем казахстанцы потребляют около 5 кг рыбной продукции в год. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, необходимо не менее 16 кг. Поскольку «ее употребление снижает вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, улучшает состояние кожи, центральной нервной системы и память». А также «укрепляет волосы и ногти».
Для сравнения: в мире, от России до Европы и от Китая до США и Австралии потребление рыбы составляет 25-45 кг в год.
Обзвонил пару рыбозаводчиков, которые тоже не получили господдержку. На условиях анонимности (не хотят терять даже минимальную часть рынка) они сказали, что, во-первых, «у нас еще есть шансы». Во-вторых, «Казахстан – мясоедская страна».
Анекдот времен СССР
Лучшая рыба – это мясо. Лучшее мясо – колбаса. А лучшая колбаса – чулок, набитый деньгами.
В-третьих, за нашими импортерами, которые завозят в основном океанические виды рыб, по словам рыбозаводчиков,«стоят очень серьезные бастыки, которые контролируют внутренний рынок. А еще на прилавках много браконьерского улова, а он дешевле официального».
— Даже в Узбекистане сейчас выращивают рыбы больше, чем в Казахстане – почти 200 тысяч тонн каждый год, — сказал мне исполнительный директор Республиканской ассоциации рыбных хозяйств РК Нуржан Жумагалиулы.
Для сравнения: на прошлой неделе министр экологии Сериккали Брекешев на заседании правительства заявил, что в прошлом году в республике вырастили аж… 14,1 тысячи тонн рыбы.
Рыбы бывают разные: осетровые карповые и… «бумажные»
— На самом деле не более 7300 тонн. — Нуржан Жумагалиулы хмыкает. — Это значит, что планы на 2021-2022 годы не выполнены. Товарное производство у нас слабо развито, потому что нет господдержки. Нет точной статистики, сколько фермеров занимаются выращиванием рыбы. Кто-то начинает, кто-то закрылся. Эта цифра «плавающая». Думаю, что комитет рыбного хозяйства Минэкологогии не знает, что на самом деле происходит в отрасли.
— По данным министерства, в стране рыбу выращивают около 400 хозяйств, которым на возмещение инвестзатрат выделили более 700 миллионов тенге. В том числе на кормопроизводство и переработку.
— С учетом роста цен и коммунальных тарифов – это копейки.
— В программе сказано, что к 2030 году планируется выращивать до 270 тысяч тонн товарной рыбы в год. А к 2040 году – чуть ли не 500 тысяч.
— Не понимаю, откуда такие цифры? Даже если граждане Казахстана начнут есть рыбу по нормам ВОЗ, то куда девать остаток? Россия и Китай поставляют нам свою рыбу дешевле. Наша форель и карповые – не конкуренты там по цене…
На заседании правительства на прошлой неделе министр экологии Сериккали Брекешев заявил, что в стране «идет работа по реализации 32 проектов с акцентом на рыбоводство с объемом инвестиций более 182 миллиардов тенге». В них, где «будет создано около 5000 новых рабочих мест, планируется выращивать до 129 тысяч тонн продукции». И зачем-то добавил, что 11 производств уже работают.
В этот понедельник на расширенном заседании правительства Президент Токаев возмутился: «Вместо 11 введено лишь 7»!
Министр Брекешев промолчал…
Рыбу мясом не заменишь?
За месяц до этого заседания правительства глава комитета мажилиса по экологии и природопользованию Александр Милютин на правчасе палаты отметил, что «программы развития рыбного хозяйства на 2004-2021 не показали ожидаемой эффективности». Да и в новой, прописанной до 2030 года, тоже хватает непродуманных решений.
«Отмечу минусы реализуемой программы. Первое: она ориентирована на развитие искусственного выращивания рыбы, с помощью которого планируется компенсировать истощение ее запасов в естественных водоемах. При этом вопросы, связанные с рыболовством, развитием перерабатывающих предприятий и питомников, не охвачены. Второе: не предусмотрены меры для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов в естественных водоемах. Это спасение рыб весной, летом, а также противозаморные мероприятия зимой. Третье: в программе не предусмотрена борьба с браконьерством… Принимаемые меры недостаточны для решения существующих проблем».
Повисла пауза.
Но тут масла в огонь обсуждения подкинул мажилисмен Фахриддин Каратаев. Он задал министру Брекешеву простой вопрос: «Вы говорите, что поддерживаете местных предпринимателей, но акимы не оказывают им поддержки. Какие меры будут приняты»? После паузы министр пообещал депутатам предоставить информацию. Но когда акимы рыбопроизводящих и рыбопромысловых областей скинут ему эти данные? И насколько они будут точными и объективными?
В Казахстане лягушек к столу не подают
Еще три фактора, которые работают против программы. Первый: большая часть «дикой» рыбы в республике поражена описторхозом и другими рыбными болячками. Об этом мне еще в 2019 году говорили производитель Геннадий Матюнин и промысловик Жандос Бекетаев (оба из Алматинской области). Но именно эта «дичь» чаще всего появляется на прилавках мелких базаров, железнодорожных станциях и межгородских трассах. Разве это не угроза здоровью и жизни граждан Казахстана?
Этой проблемой частники должны заниматься? Или государственная санитарно-эпидемиологическая служба? Рыба болеет, потому что сама природа больна. В Минэкологии и Минздраве на это не обращали внимания 30 лет?
Второй фактор: по данным Минэкологии, общая площадь водоемов в РК (без учета Каспийского моря) составляет около 5 млн гектаров. Это информация за какой год? А то, что за последние 5-7 лет из-за потепления климата многие речки и озера усохли и в них теперь можно только лягушку поймать – в министерстве в курсе?
Мы же не во Франции живем – у нас лягушек на дастархан не подают.
Третий: экологи и промысловики уже лет десять кричат, что надо чистить от ила и углублять русла рек, срезать камыш – потому что рыба задыхается. И просто дохнет. О каком росте улова и производства говорит г-н Брекешев?
Не случайно же Президент Токаев в ходе визита в Западно-Казахстанскую область в ноябре поручил срочно заняться проблемой рек Урал и Кигаш. «Глубина обеих сейчас составляет всего 30-40 сантиметров. Это создает препятствия для нереста осетра. Правительству следует обеспечить углубление устьев этих рек». И добавил: «Для сохранения рыбных запасов уполномоченные органы должны усилить борьбу с браконьерством. К сожалению, эта незаконная деятельность не прекращается, что говорит об упущениях в работе природоохранных органов».
Справка «Каравана»
С начала года в этом регионе возбуждено 2,5 тыс. административных и 52 уголовных дела. Из незаконного оборота изъято 14 тонн рыбы.
Это к тому, что некоторые граждане, которых, видимо, случайно не учли в госпрограмме, продолжают бессовестно выгребать то, что еще выжило в пересыхающих реках. Ну да, Казахстан – мясоедская, а рыбоедская страна?
Даже кошки знают, откуда рыба гниет
Еще одна цитата из презентации программы министром Брекешевым:
«Для субъектов аквакультуры существует специальный налоговый режим». А еще в этом документе сказано, что для этих отчаянных граждан предусмотрены «кредиты на озерные и прудовые хозяйства, производство рыбы на основе замкнутых установок водоснабжения, переработка рыбы и производство различной продукции».
Если по букве документа – это же написано про энтузиаста Щетинина и его коллег. Вплоть до запятых! Созвонились. Спросил: а что дальше с клариусом и барамунди? Это же настоящая аквакультура.
Алексей меня выслушал. И мрачно так:
— Эти два года отправлял в Россию по 30-80 тонн. Как закажут. Весной всех клариусов продам и на форель перейду. Не берут здесь мою рыбу – буду делать корм для собак и кошек.
— Хоть какая-то прибыль есть? Как рыбы об лед: что мешает развитию рыбоводства
— Минималка! Ни налоговых льгот, ни преференций, ни субсидий не получил. Вот начал выращивать опарышей и мух. Для птиц, рыб и зверей эта вкусняшка им – самое то. Приезжай, посмотри на моих червяков, классная тема. Вместе посмеемся…
Возможно, авторы госпрограммы, действительно, не рыбоеды?
Несколько месяцев назад в Мажилисе кто-то из депутатов сказал, что в стране необходимо ввести «рыбные четверги», как при Советском союзе – тогда по четвергам в меню ресторанов, кафе и столовых была только продукция рек, озер и морей. И население как-то приучили ее есть. А как сегодня заставить частный общепит перейти на эту диету? Клиент-мясоед просто развернется и уйдет.