Узбекистан: бюджетные игры на фоне стагнации - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекистан: бюджетные игры на фоне стагнации

Узбекистан: бюджетные игры на фоне стагнации

Часть третья

  • 29 Января 2007
  • 1566
Фото - Caravan.kz

Узбекские власти не хотят реальных реформ. Созданный еще в первые годы независимости государственный аппарат работает по старинке.
Любые мало-мальские государственные мужи, вплоть до начальников низших ступеней, воспринимают бизнес как сферу услуг, пользоваться которой можно по принципу пылесоса: пыль заглатывает, обратно ничего не отдает.
Нынешний госаппарат мало чем отличается от всем известных райкомов-обкомов-ЦК старого советского образца. Но если в СССР из Москвы осуществлялся довольно жесткий контроль за тем, чтобы начальники «не борзели», то теперь все отдано на откуп властей разных уровней.
Бесконтрольность породила безнаказанность, безнаказанность, в свою очередь, коррупцию. Размеры коррумпированности госаппарата невозможно оценить, ибо серьезных исследований по этой теме не проводится.
Все это свойственно и сфере бюджетного планирования, которая тоже работает по схеме еще советского Госкомстата. Это вызывает удивление со стороны международных доноров. В течение долгого времени они стремились понять принципы, по которым функционирует власть в Узбекистане. Но, как все это устроено, так и не поняли…
Чем грозит профицит
Последняя по времени посещения миссия Международного валютного фонда (МВФ) посетила Узбекистан в период с 30 ноября по 13 декабря 2006 года. По итогам ее работы был опубликован совместный пресс-релиз узбекского правительства, Центрального банка РУ и миссии МВФ.
В нем, в частности, говорится, что миссия отдает должное хорошим, в целом, экономическим показателям за последние два года, при высоких темпах роста ВВП, составлявших не менее 7 процентов согласно официальным данным, значительных профицитах торгового баланса и счета текущих операций, в основном благодаря росту экспорта, и резком увеличении золотовалютных резервов, которые в настоящее время равны стоимости 12 месяцев импорта.
Западные финансисты весьма осторожны и корректны. Особенно, когда это касается стран Центральной Азии в целом, и Узбекистана, в частности. Даже невооруженным глазом видно, они не особо доверяют темпам роста ВВП, подмечая, что источники информации местные. Значительный профицит торгового баланса, по мнению узбекских властей, положительная динамика.
Хотя в том же Китае, судя по оперативной информации, не рады росту профицита. На днях КНР планирует снизить пошлины на ввоз сырья и энергоносителей для сокращения внешнеторгового профицита.
Об этом заявил заместитель министра торговли КНР Фу Цзыин на всекитайском совещании по финансовой деятельности в Пекине. В этих же целях центральное правительство КНР в ноябре 2006 года повысило пошлины на экспорт стали, стальной продукции, цветных металлов, сократило ставку компенсационных отчислений по пошлине на экспорт текстиля, напомнил Фу Цзыин.
Китайские власти обеспокоены тем, что растущий приток в Китай иностранной валюты из-за увеличивающегося профицита внешней торговли, грозит вспышкой инфляции и новым ускорением темпов роста инвестиций в основные фонды «перегретых» секторов китайской экономики.
По итогам 2006 года объем китайского экспорта возрос на 27 процентов по сравнению с 2005 годом, положительное сальдо внешней торговли КНР достигло 177,5 миллиарда долларов.
Параметры узбекского профицита на несколько порядков ниже (примерно 2 миллиарда долларов), но и они могут сыграть с экономикой злую шутку. Правда, цели узбекских властей очевидны. На фоне пассивности западных инвесторов после известных андижанских событий, необходимо активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций из других источников.
С другой стороны, 177-миллиардный профицит для большого по объемам экономики Китая настолько же опасен, как и 2-миллиардный профицит для более «легкой» узбекской экономики.
Еще один фактор опасности профицита бюджета. Миссия МВФ подчеркнула, что в Узбекистане наблюдается профицит бюджета, несмотря на снижение налоговых ставок. Однако необходимо четко представлять, каков механизм снижения налогов в стране. Снизив на 1-2 процента налог на прибыль юридических лиц, узбекские власти повышают какой-нибудь другой налог (например, резко выросший налог на землю в 2006 году).
При этом о снижении налога на прибыль трубят все официальные СМИ, тогда как о повышении земельного никто вслух не говорит. Поэтому говорить о реальном снижении налогового бремени не приходится, а компании и фирмы платят даже больше, чем раньше.
Как борются с инфляцией
Миссия МВФ также отмечала, что ее обнадеживает намерение властей (у збекскихприм. А.А.) и далее снижать инфляцию и, с этой целью, продолжить ужесточение денежно-кредитной политики и проведение осмотрительной налогово-бюджетной политики. Инструменты снижения инфляции у узбекских властей остались прежними: затрудненный доступ к кредитным ресурсам и искусственное снижение денежной массы в экономике. Если первое существенно затрудняет развитие бизнеса и рост потребительского спроса, то второе реально сказывается на кошельках узбекистанцев. Зарплаты выдаются нерегулярно, тем самым темпы инфляции искусственно снижаются.
Вообще, узбекские власти очень не любят тему инфляции. В бюджете-2007 ее прогнозируют на уровне 7 процентов, но не рассуждают на тему, как данные параметры достигаются. С другой стороны, существуют разные оценки уровня инфляции в стране.
Динамика инфляционных процессов в Узбекистане на сегодняшний день остается самой высокой среди государств постсоветской Средней Азии. Так считает Международный валютный фонд, презентовавший недавно в Алматы доклад «О перспективах развития региональной экономики».
Инфляция в Узбекистане, по оценкам экспертов фонда, исчисляется двухзначными числами и ориентировочно составляет 35-40 процентов в год. Эта цифра практически на порядок выше той, что озвучена правительством республики.
По мнению аналитиков МВФ, Узбекистану необходимо провести либерализацию внешней торговли и частного бизнеса. Зарубежные экономисты также напомнили правительству этой страны, что нельзя до бесконечности и безосновательно наращивать денежную массу. К примеру, в минувшем году Центральный банк Узбекистана санкционировал увеличение оборота не обеспеченных производством товаров и услуг бумажных денег на 54 процента.
Этот вопрос находится в прямой взаимосвязи и с вопросом ставки рефинансирования Центрального банка. Ведь снижение инфляции во многом является стимулом для снижения ставки рефинансирования.
Так, например, эта ставка в Узбекистане равна 16 процентам, Казахстане — 9, России — 11. Как стало известно, Банк России рассматривает возможность снижения ставки рефинансирования в ближайшее время. Об этом на днях сообщил первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. «Я по-прежнему считаю, что это нормально, когда ставка рефинансирования на 1-1,5-2 процентных пункта выше инфляции».
В случае с Узбекистаном, где по данным МВФ, инфляция составляет порядка 35-40 процентов в год, ставка рефинансирования должна составлять как минимум 36-41 процент. Хотя даже при ставке рефинансирования 16 процентов кредитные ресурсы, во-первых, слишком дороги, во-вторых, весьма труднодоступны.
Не случайно в конце 2006 года узбекским президентом был подписан указ, стимулирующий капитализацию коммерческих банков. По всей видимости, в кредитных учреждениях ощущается острый дефицит средств, что и ведет, в конечном счете, к снижению их кредитной активности.
Миссия МВФ рекомендовала Узбекистану снизить инфляцию (наверное, исходила из своих расчетовприм. А.А.), устранить факторы, сдерживающие дальнейшее развитие банковской системы, и снять барьеры для внешней торговли.
Финансисты МВФ указали и на инструменты, с помощью которых можно достичь намеченных целей — более гибкая курсовая политика, отмена несвойственных банкам функций, снижение налоговых и административных издержек, связанных с внешней торговлей.
В переводе на нормальный язык — МВФ не поверила предоставленным ей данным по инфляции, попросила развивать конкуренцию на банковском рынке, кардинально снизить или вообще упразднить искусственно завышенные таможенные пошлины, прекратить практику госрегулирования обменного курса и всерьез бороться с коррупцией.
Но могут ли узбекские власти без значительного для себя ущерба выполнить эти рекомендации? Это вопрос, на который пока нет ответа…