Лучше гор могут быть только горы
Настоящие красоты Кыргызстана спрятаны далеко и высоко в горах. Чтобы попасть туда, нужно получить специальное разрешение от Пограничной службы этой страны. Всё зависит от того, какие области Кыргызстана, а значит, какие природные достопримечательности вы хотите посмотреть. Для посещения Иссык-Куля никаких бумаг не нужно.
А вот чтобы увидеть пик Победы, или Хан-Тенгри, или же озеро Кель-Суу, нужно предоставить заранее полученные разрешительные документы в виде пограничного пропуска.
Все эти объекты находятся в пограничной зоне с Китаем, до которого всего-то несколько десятков километров. Поэтому мимо пограничной заставы в горах ну никак не проехать. Проверяют всех – и местных, которые едва ли не каждый день ездят здесь туда-сюда, и приезжих туристов.
Для жителей Западного Казахстана Кыргызстан – это далекая страна, притом что она граничит с нашей республикой на юге. О людях и тамошних нравах мы ничего не знали, кроме того, что это братский народ. Поэтому решили отпуск посвятить поездке в эту загадочную для нас страну, где в первую очередь нас интересовали горные вершины. От Уральска до границы с Кыргызстаном – ровно 2 500 километров на машине. Путь неближний, зато у нас была прекрасная возможность оценить качество международной трассы Самара – Шымкент и дорогу на Алматы.
До Туркестана это обычное двухполосное полотно, где приходится обгонять караваны фур, движущихся в Европу и Азию. Качество дороги, особенно в Актюбинской области, не выдерживает никакой критики. Похоже, власти этого региона совсем не заморачиваются над этим вопросом. В результате по пути от Хромтау до Карабутака расшатать подвеску машины не составит никакого труда, ибо дорога похожа на стиральную доску. И почему-то именно в Актюбинской области постоянные перебои с автомобильным газом. С этой проблемой мы столкнулись по дороге туда, а потом еще и на обратном пути. Проехав всю соседнюю область на газе, заправленном у себя, в Уральске, мы только в Карабутаке увидели газозаправку, где имелось топливо. Однако здесь образовалась километровая очередь, так как бывалые водители понимали, что дальше заправки не будет на протяжении 400 километров, вплоть до Аральска. Выбор небольшой – выстоять очередь в 40-градусную жару или двигаться с пустым баком и перспективой жить на обочине. Пришлось 2 часа драгоценного светового времени потратить на ожидание.
Ночью заехали в Аральск, преодолев 1 100 километров за один день. Хотелось горячего чая и спать. На стойке регистрации в отеле сразу заявили, что чайника в номере нет, зато могут дать кипяток, чему мы были несказанно рады.
Выдавая горячий чайник в столовой, с меня потребовали 200 тенге за 1 литр кипятка.
Денег с собой не было, и я пообещала рассчитаться позже. Но каково же было мое удивление, когда в 3 часа ночи в дверь номера стали грубо стучать и требовать чайник и деньги. Молодой человек не хотел уходить, пока я не расплачусь с ним. Столько же пришлось платить за кипяток и в Туркестане. Похоже, это новый вид услуги в отечественных отелях. Зато в Кыргызстане владельцы юрт кипятили на дровах для нас большой самовар совсем бесплатно.
Следующий пункт на нашем пути – Туркестан – показался настоящим сказочным восточным городом, куда очень захотелось вернуться. Поэтому на обратном пути мы провели здесь целый день. Весь восточный колорит сосредоточен в этом удивительном городе с его маленькими улочками, где прямо там в тандыре пекут лепешки и тут же рядом продают холодный коже. А мимо туркестанской чайханы, где ровно в 11 утра открывают казаны с настоящим узбекским пловом, от которого пальчики оближешь, невозможно пройти! Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави и прекрасный зеленый комплекс не оставят никого равнодушным. Туркестан резко отличается от всех казахстанских городов, у него есть свой шарм, своя душа!
Следующую ночь мы провели уже в Кыргызстане.
Пройти казахстанско-кыргызскую границу не составило никакого труда, хотя на подступах к приграничной зоне мы уже морально приготовились к тотальной проверке нашей машины, которая под завязку была загружена всем туристическим снаряжением.
Казахстан от Кыргызстана отделяет на пункте пропуска всего 100 метров. Если сравнить с казахстанско-российским пунктом пропуска, где нейтральная полоса занимает 2 километра, по которой в пандемию в лютый мороз люди с детьми ходили пешком, как по Дороге жизни в Ленинградскую блокаду, то здесь всё намного душевнее. И вот он – Кыргызстан! Переночевав в маленьком городке под названием Кара-Балта, мы направились в Бишкек, где нужно было забрать заранее заказанные пограничные пропуска в местной туристической компании. Стоит удовольствие порядка 1 500 кыргызских сомов с человека. Но без них пограничная застава не пропустит в приграничную с Китаем зону. На всех заставах проверка ведется тщательно, копии пропусков они оставляют у себя. Так что всё очень серьезно.
Первый пункт нашего путешествия – это знаменитое ущелье Ала-Арча, что всего в получасе езды от столицы, и расположено оно на северном склоне Киргизского хребта. Это облагороженный национальный парк, который пользуется большой популярностью как у местного населения, так и у туристов. Здесь мы планировали пройти акклиматизацию в горах. В Ала-Арче есть гостиница, где можно остановиться, а есть места для установки палаток, чем мы и воспользовались, разместившись на берегу горной речки в окружении елей и сосен. При всей своей красоте Ала-Арча показалась нам суетным местом, где слишком много людей. Поэтому мы взяли курс на Южный Иныльчек. Это место, куда стремятся альпинисты и просто отчаянные смельчаки.
Вперед и вверх
Южный Иныльчек расположен в самом сердце Тянь-Шаня на высоте примерно 4 000 метров над уровнем моря. Дорога представляет собой сплошные серпантины. От Иссык-Куля до Иныльчека – всего 350 километров. Если бы это была обычная ровная дорога, добраться можно было бы всего за 4 часа. Но мы ехали по горным серпантинам все 13 часов. Зато виды, которые предстали перед нами, описать словами просто невозможно. Бурлящие горные реки, берущие начало высоко в горах, красочные альпийские луга, джайляу, на которых пасутся стада коров и табуны лошадей, горные вершины.
Перевал Чон-Ашуу находится на высоте 3 805 метров.
За окном температура не выше 7 градусов. Водитель включает отопление. Но не для того, чтобы нас обогреть, а чтобы мотор легче работал на высоте. Впереди – крутой извилистый спуск в долину реки Оттук. Дальше пробираемся к населенному пункту Иныльчек, который стоит на высоте 2 500 метров над уровнем моря. Когда-то это был большой город с населением 16 тысяч человек. Здесь недалеко в советское время шла разработка месторождений. Долины рек Сарыджаз и Иныльчек богаты полезными ископаемыми. Дальше эти реки уходят в Китай. И ходят байки, что в Китае всю воду процеживают, отделяя элементы таблицы Менделеева друг от друга. А поселок Иныльчек после распада СССР превратился в город-призрак. Люди разъехались, дома разрушены. Сейчас здесь проживает всего несколько десятков семей.
Уже на закате мы прошли пограничный пункт на Иныльчек. Здесь же нас предупредили, что дорога завалена, проехать ближе к пику Хан-Тенгри не удастся.
Проехав несколько километров, мы убедились, что никакая машина здесь при всем желании не проедет. Как рассказали пограничники, 2 месяца назад здесь выпало полтора метра снега. Такого давно не было. При таянии все дороги смыло и завалило.
Мы поставили палатку прямо напротив снежных гор и ледников – они были одновременно далеко и близко.
А рядом был слышен грохот горной реки, которая, как в голливудских фильмах, готова была снести любого, кто окажется рядом. В нескольких километрах отсюда пики Победы и Хан-Тенгри, а еще – знаменитые ледники.
Нам повезло, еще на подступах к перевалу Чон-Ашуу мы познакомились с местными жителями. Они также на машине ехали к себе на джайляу, которые простирались как раз у Южного Иныльчека. Они-то и рассказали, что дороги завалены и проехать к Хан- Тенгри не удастся. Молодые ребята во главе с Жекой любезно вызвались сопровождать нас по непростой горной дороге. Временами они останавливались, чтобы напоить нас вкуснейшим кумысом. Именно тогда у нас развеялись стереотипы о том, что кыргызы – суровый и высокомерный народ. Наоборот, это душевные, готовые в любой момент оказать помощь люди. В последующем мы всегда встречали тех, кто безвозмездно решал наши проблемы.
Сон-Куль – филиал рая на Земле
Кыргызстан у большинства туристов ассоциируется с озером Иссык-Куль. И действительно, все местные пансионаты, дома отдыха и прочие места проживания вокруг этого знаменитого озера заполнены и заранее забронированы. Сюда едут россияне, казахстанцы, которые неделями проводят здесь отпуск. По пути на Иныльчек и обратно мы дважды были на Иссык-Куле. Но озеро нас не впечатлило. Вода холодная. Дно каменистое. Пейзажи сильно напоминают озеро Шалкар в нашем родном Приуралье. И это еще мы были в южной части озера, которая считается более красивой, чем северная. Поэтому мы решили поехать на озеро Сон-Куль – второе крупное озеро в стране.
Озеро находится в ущельях Тянь-Шаня на высоте 3 016 метров над уровнем моря. Дорога занимает 6–7 часов по живописным перевалам и головокружительным серпантинам. Это озеро можно увидеть только летом. Зимой оно замерзает, а дорога становится непроходимой.
Озеро удивительно по красоте. Лазурный цвет воды – и никаких волн. Полное умиротворение. Таких мест на Земле, наверное, не так много. Это место силы и релаксации.
Неслучайно сюда устремляются иностранцы. Они едут на велосипедах, мотобайках, на арендованных машинах, приезжают группами и в одиночку. В разных концах озера установлены юрточные кемпинги для туристов с трехразовым питанием. Мы сразу определили для себя, что если и есть на Земле рай, то Сон-Куль – это его филиал. Как рассказали туристы из Германии и США, с которыми мы познакомились здесь, они наслаждаются жизнью, едят много вкусного мяса, пьют кумыс, купаются. Мы тоже провели на этом озере 2 ночи. Ночное небо над Сон-Кулем – это особое видение. Огромные звезды и созвездия прямо над головой, до которых, кажется, можно дотронуться рукой, и Млечный Путь… За этим и едут сюда редкие европейцы, понимающие и ценящие красоту первозданной природы.
Приходящая вода
Еще одно высокогорное озеро Кыргызстана Кель-Суу находится в южной части Аксайской долины на высоте 3 500 метров над уровнем моря. Считается, что это озеро – труднодоступное. Оно находится в непосредственной близости от кыргызско-китайской границы. И без пограничного пропуска сюда никак не попасть. Здесь расположены сразу 2 пограничные заставы. А еще эта территория относится к особо охраняемым заповедникам, где водятся снежные барсы, медведи, косули и сурки. Название озера переводится как “приходящая вода”, и неспроста: озеро имеет свойство исчезать, а потом наполняться вновь.
Проехать к нему – задача непростая: местность заболоченная, да и горные реки форсировать удается не каждому водителю. Бурное течение сносит с ног даже лошадей.
Туристов немного, и опять это только европейцы. Кыргызстан и Узбекистан пользуются у них большой популярностью. Они прилетают в Бишкек на самолете, привозят с собой велосипеды или арендуют мотобайки и путешествуют. На всем своем пути, кроме Иссык-Куля, мы не видели граждан СНГ.
На Кель-Суу мы сняли юрту. Это была не просто юрта, а произведение искусства, которое можно выставить как музейный экспонат. Хозяин юрты Анарбек, бывший школьный библиотекарь, вместе со своими 4 детьми смастерил настоящую юрту для туристов с соблюдением всех традиций кочевых народов. Обслуживать туристов помогает вся семья.
Наутро мы взяли лошадей и верхом поехали на Кель-Суу. Красота окружающей природы просто не умещалась в голове. Восемь километров пути до озера пролетели как одно мгновение. Не зря оно спрятано далеко в горах, как жемчужина, которую нужно добыть.
Но любое путешествие – это, прежде всего, люди, с которыми мы пересекаемся на своем пути, от которых заряжаемся позитивом и оптимизмом.
Кыргызы, с которыми мы познакомились во время поездки, не уставали говорить о дружбе между нашими народами и о необходимости беречь эту дружбу.
А главное – они проявили истинные участие и помощь в наших проблемах, которые возникли в связи с поломкой машины. Житель города Нарына Танатберген, к которому мы подошли на улице, чтобы узнать, где находится станция техобслуживания, тут же повез нас к своему знакомому автомеханику. Тот, в свою очередь, узнав, что мы – автопутешественники, бесплатно отремонтировал машину. О таком участии мы даже не мечтали, когда собирались в путь.
За 2 недели мы не увидели даже десятой доли красот и чудес этой удивительной страны. Поэтому, не успев вернуться домой, мы сразу же запланировали поехать в Кыргызстан еще раз, как только будет возможность. И это – несмотря на большие расстояния. В общей сложности мы проехали 7 500 километров от Уральска до Тянь-Шаня и обратно. А вот бюджет путешествия оказался в 3 раза меньше, чем недельная поездка в Турцию на троих. Говорят, на Тянь-Шань приезжают, чтобы потерять голову от красоты пейзажей, оставить частичку души в глубоких ущельях и навсегда потерять покой, влюбившись в густые хвойные леса и кристальные озера. И это правда.
УРАЛЬСК