Акиматовское бессилие?
12 мая примерно с 10 утра с улиц города стали исчезать автобусы. На остановках в напрасном ожидании толпились сотни горожан. В полдень на экстренном брифинге замакима Максут ИСАХОВ сообщил, что из 322 автобусов с маршрутов сошло 212:
– В воскресенье мы получили письмо, что с понедельника перевозки будут только в утренние и вечерние часы пик. Письмо поддержали практически все перевозчики.
По словам чиновника, аким города Темирбек КАСЫМЖАНОВ сразу озаботился проблемой – начал с перевозчиками переговоры. Точнее, уговоры, – в акимате откровенно расписались в бессилии воздействовать на предприятия:
– Сами перевозчики не намерены отказываться от маршрутов, а по договорам ежемесячная регулярность поездок должна составлять минимум 85 процентов, это условие не нарушено, расторгнуть соглашения мы не можем.
Еще любопытней признание замакима в незнании размера зарплат начальства автопредприятий и доходов их владельцев. Акиматовская комиссия, которая с прошлой осени пробует выяснить объективный размер тарифа, имеет сведения только о зарплате рядового персонала – кондукторов и водителей. Как при этом она может определить справедливую стоимость проезда?!
– Для подсчета мы выбрали три основных предприятия, на которые приходится 60 процентов перевозок, – рассказал Максут Исахов. – Вышли на сумму 75 тенге, но депутаты гормаслихата это решение не поддержали и потребовали посчитать по всем перевозчикам, а их в городе 14.
Усть-каменогорский коллапс
Сами автопредприятия говорят о тарифе в 85 тенге – мол, в мае подорожали дизтопливо и запчасти. Средняя зарплата устькаменогорцев даже внутри области уступает заработкам курчатовцев и риддерцев. В акимате признают: услуги общественного транспорта ударят по простым жителям. Перевозчикам такие соображения гуманности до лампочки. Закон бизнеса – извлечь доход. Заботиться о людях должна власть. Но с этим как раз трудности – по словам замакима Исахова, у города нет права сдержать тариф с помощью субсидий. Акимат лишь выдал пожилым людям с минимальной пенсией 12 тысяч тенге в год – на 50 поездок в месяц. А как быть остальным?
Противостояние перевозчиков и городской власти длится не первый год. Чиновники хотят иметь качественное обслуживание маршрутов, исправный новый транспорт, социальную ответственность бизнеса, налоги сполна. Перевозчики в ответ требуют субсидий и для убедительности “вырубают” автобусы и маршрутки. Несколько лет назад в момент очередного обострения руководство города высказало намерение создать муниципальный автобусный парк. Чтобы исключить саму возможность транспортного коллапса. Но все так и осталось на словах. Похоже, проще потратить сотни миллионов тенге на клумбы, скамейки возле очередного памятника, пафосные украшения, чем создать реальное социальное предприятие?
Усть‑Каменогорск