“Если государственные деньги утекают черт знает куда, это или у кого-то руки дырявые, или совесть”, – лет 15–17 назад так сказал один из депутатов мажилиса на пленарном заседании палаты.
В начале декабря прошлого года “КАРАВАН” попытался разобраться с доходами и расходами национальной компании “Қазақстан темір жолы” за 2 последних года. Редакция направила запрос в нацкомпанию “ҚТЖ”. Ответы получила к концу января.
Это не кино. Но приготовьте попкорн.
Вообще история ҚТЖ – это история больших и малых скандалов и уголовных дел. Ну как станции на главном маршруте: узловые и проходные. Где-то главные вагоны просвистели без остановки, где-то кому-то пришлось сойти. Что изменилось?
В больших кабинетах нет стоп-крана?
Спрашивали в своем запросе у главы АО “НК “Қазақстан темір жолы” Нурлана САУРАНБАЕВА: зачем компании арендовать серверное оборудование на 1,68 миллиарда тенге? Может, дешевле купить? И зачем закупать “услуги по сопровождению и технической поддержке информационной системы на 1,92 млрд тенге”? И откуда такое дорогостоящее сопровождение? Сюда же: зачем компания закупает “услуги по администрированию и техническому обслуживанию программного обеспечения” на 1,43 млрд тенге? Что, у ҚТЖ нет своих специалистов?
Ответ: “Закупки по данной категории приостановлены либо отсутствуют в плане закупок” (подозреваю, здесь сыграла угроза Президента ТОКАЕВА разобраться по всем пунктам госзакупок в системе ФНБ “Самрук-Қазына”). И тут же: “Дирекция автоматизации и цифровизации обеспечивает развитие, внедрение, эксплуатацию и сопровождение информационных систем, цифровых технологий, систем телекоммуникации и автоматики в АО НК “ҚТЖ” и его дочерних организаций по всей территории Казахстана. Штатная численность – 1 189 единиц”.
А сколько из этих “единиц” реально работающих специалистов, а не манекенов? Может, из-за дефицита профессионалов и приходилось брать технику в аренду и закупать сопровождение на стороне? Кто-то в ҚТЖ считал экономику вопроса?
Вопрос: зачем компания закупает “услуги управления госзакупками на 100 миллионов тенге. У кого? На каких условиях? Есть ли у вас департамент госзакупок и сколько в нем сотрудников”? Ответ сведет с ума даже великих сыщиков – Шерлока Холмса и капитана Жеглова. Оказывается, в фонде “Самрук-Қазына” есть управление по госзакупкам, есть оператор, есть некий Центр компетенций, который отвечает за закупки. При этом у ҚТЖ есть договор с ТОО “Самрук-Қазына контракт” “о закупке услуг категорийного управления закупками на 33 млн 600 тысяч тенге в соответствии с тарифами”, утвержденными этим самым “Самрук-Қазына контракт” .
Зачем такая сложносочиненная схема? В мутной воде рыбку проще ловить? Года 3–4 года назад в парламенте говорили, что госзакупки в квазисекторе – “это мастерская по распилу госказны”. Что изменилось? Сколько государство потеряло в результате таких схем? У ҚТЖ нет ответа.
Рельсы длинные, шпалы короткие, слова – лукавые
Спрашиваем, зачем ҚТЖ закупает “услуги железнодорожного транспорта на перевозки грузов на 73 млрд тенге, если в структуре компании есть АО “ҚТЖ грузовые перевозки”?
Ответ: это в рамках госзакупок и внутрихолдинговой кооперации. Дальше много букв, из которых следует, что ҚТЖ вынуждено оплачивать прием и отправление поездов, предоставление стоянок, маневровые работы, обработку перевозочных документов, техосмотр и обслуживание вагонов на станциях, отцепочный ремонт, составление и учет документов, диспетчерское регулирование, разработку графика движения поездов…
Прямо как в Греции в докризисные времена, когда водителей такси довозили на работу на такси за счет государства. Тут либо к психиатру, либо к прокурору надо обратиться. Потому что объяснить с точки зрения чистой экономики это никак нельзя. ҚТЖ закупает услуги у своих же подразделений? Деньги из одного кармана в другой?
Еще пример. Школа. Учитель химии заказывает другого учителя, чтобы тот проверял домашние задания по химии? Или взять автобусный парк. Какой хозяин “в рамках “внутрихолдинговой кооперации” нанял бы человека со стороны, чтобы тот разработал ему график техосмотра и ремонта, движения, маневровые работы, а также составление и учет документов – если у него есть свой штат? В любой цивилизованной стране мира такого “хозяина” просто признали бы сумасшедшим.
Но ҚТЖ – это же не автобусный парк? Ее штат 120–130 тысяч специалистов!
Или уже нет? Или они зайцами едут в светлое будущее в СВ имени ҚТЖ?
Справка “КАРАВАНА”
“С 1 января повышена зарплата рабочих и инженерно-технических работников нацкомпании “ҚТЖ”. На это выделено 70 миллиардов тенге”.
Следующая “станция”: зачем компания закупает “работы по деповскому ремонту грузовых вагонов на 990 млн тенге” на стороне? Разве этим не должны заниматься профильные подразделения ҚТЖ? И почему компания закупает “работы по капитальному ремонту специализированных подвижных составов с продлением срока службы на 3 млрд тенге” у своих же “дочек”? Собственных ремонтных служб и специалистов не хватает? Любая большая компания выстраивает вертикально интегрированную структуру, чтобы не переплачивать другим конторам. А в ҚТЖ есть какое-нибудь здравое обоснование своему абсурдному решению?
Далее: зачем компания “закупает услуги по оформлению, получению технической, правоустанавливающей, разрешительной и иной документации (оформление, подготовка, регистрация и т. д.) на 890 млн тенге”? В ҚТЖ нет своего юридического департамента? Чем там специалисты занимаются? И сколько их там?
Ответ умопомрачительный, как справка из специального лечебного заведения. Там ссылки на Гражданский и Земельный кодексы, на проблемы с обременением недвижимости, разногласия с местными исполнительными органами, даже жалобы на картографию. То есть пациент здоров, но наши юристы не могут это доказать? А чьи права и где эти юристы защищают? Или только правила игры, которые придумали их начальники? Нет ответа.
Отнять и поделить!
21 января лидер фракции “Ак жол” Азат Перуашев обратился с депутатским запросом к премьер-министру Алихану Смаилову, генеральному прокурору Гизату Нурдаулетову и главе Агентства по защите и развитию конкуренции Серику Жумангарину с требованием разобраться с рейдерством ҚТЖ по отношению к бизнесу. Помимо обвинения в корпоративной коррупции там еще было сказано, что эти действия “способствуют росту цен и инфляции в стране”.
Суть. “Дочки” нацкомпании отбирают подъездные пути у действующих предприятий – где путем приватизации, где через судебные тяжбы, где другими приемами. Кто сопротивлялся – тем перекрывали подъездные пути и налагали штрафы “за упущенную прибыль” до 80 миллионов тенге, поднимали тарифы.
Цитирую г-на Перуашева: “АО “ЦТС”, приватизировав подъездные пути, подняло стоимость подачи вагонов от четырех, а в некоторых случаях – до 118 раз”. И таких “рейдеров” от ҚТЖ, по словам депутата, несколько – ППТЖ-1, ППТЖ-2, “Енисей” и другие. “Природа” их действий одна: ничего не создавая, облагать данью реальных производителей, резюмировал депутат. И привел самый яркий пример: на участке “Промышленный” в Алматы 38 заводов, принимающих и отправляющих тысячи вагонов. “Только с этого участка монополисты собирают дань около 3 миллиардов тенге в год”.
Справка “КАРАВАНА”
В апреле 2017-го, когда эту проблему впервые обсуждали в мажилисе, спикер палаты Нурлан Нигматулин сравнил ситуацию с тем, как если бы жильцам перед подъездом поставили шлагбаум и требовали мзду за каждый проход.
В январе 2021-го Президент Токаев на заседании правительства потребовал от Агентства по защите конкуренции разобраться с этой проблемой.
Потребовался целый год, чтобы дрезина правоохранительных органов наконец-то доехала до станции имени Здравого смысла.
“Конечная. Просьба освободить вагоны”
Это объявление некоторые высокопосаженные “пассажиры” ҚТЖ, похоже, так и не услышали. “КАРАВАН” задал 3 простых вопроса руководству ҚТЖ: каков размер зарплаты членов правления компании? Каков размер бонусов, выплаченных членам правления компании по итогам года? И какие бонусы получил лично глава ҚТЖ г-н Сауранбаев? Почему в КТЖ к людям относятся хуже, чем к скотине?
Ответ “КАРАВАНУ”: “В соответствии с Правилами обеспечения сохранности и коммерческой тайны АО НК “ҚТЖ” сведения об оплате труда работников… относятся к Перечню сведений, составляющих коммерческую тайну”. И подпись: первый заместитель председателя правления АО “НК “Қазақстан темір жолы” К. Альмагамбетов.
Уважаемый Канат Есмуханович, если вы забыли, то напомню, что в декабре прошлого года первый замглавы Администрации Президента РК Даурен Абаев в телеэфире сказал по поводу журналистских вопросов акимам и министрам об их зарплатах.
“Я понимаю, когда критикуют коррупционные правонарушения, превышение должностных полномочий, неэтичное поведение госслужащих – здесь правильно. Но, честно говоря, своим коллегам из правительства или акиматов я бы посоветовал не краснеть, не заикаться, а спокойно и честно говорить о заработной плате”.
Кошка никогда не признается, чье мясо съела. Даже под пытками. Потому что по-человечьи говорить не может. Хотя и мяуканье можно по-разному трактовать. ҚТЖ – государственная контора. Уже полтора десятка министров и акимов честно назвали суммы окладов. Первым, если не ошибаюсь, был министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев. Он, как и вы, г-н Сауранбаев, тоже на службе государства. Правда, у него по работе только премии могут быть. А у вас еще и бонусы. А у вас тоже “служба и опасна, и трудна”?
Справка “КАРАВАНА”
По итогам 2019 года нацкомпания показала убыток в 65 миллиардов тенге. В 2020-м совокупный доход – 48,18 млрд. Нюанс: 21,7 “ярда” – только за счет курсовой разницы на счетах в банках. Еще деталька: административные расходы ҚТЖ в 2019 году составляли 20,3 млрд тенге. В 2020 – уже 20,5 “ярда”. Это за счет предприятий, у которых отняли подъездные пути?
Если нужны доказательства, то у “КАРАВАНА” они есть.
Приехали!
Во вторник всех первых руководителей ҚТЖ отправили в отставку. Ну как Лев Толстой под поезд – Анну Каренину. Оптом. Попутно сократили 32 человека-должности. Хотя, возможно, они были непричастны. На первые должности назначили всех бывших заместителей. Пока только в качестве и. о. Канат Альмагамбетов временно стал главным железнодорожником республики.
Полагаю, сигнальный “гудок” он правильно услышал.
АЛМАТЫ