Данная мысль стала одной из главных на недавних переговорах в Астане в рамках Совещания министров иностранных дел стран-участниц ЦАС и диалога «Центральная Азия — Япония».
Японская делегация во главе с министром иностранных дел Йорико Кавагучи в течение официального визита неоднократно заявляла о заинтересованности своей страны в расширении контактов с республикой, а также со странами региона в различных форматах и на разных уровнях. Со своей стороны, казахстанское руководство отметило актуальность кооперирования усилий для углубления внутрирегионального сотрудничества и «конструктивную роль Японии в этом процессе».
Во время беседы Касымжомарта Токаева и Й. Кавагучи говорилось, в частности, о том, что для достижения безопасности, устойчивого развития и противодействия «новым угрозам для мира и стабильности на планете, особенно, в Азии» необходимо продолжать сотрудничество в рамках ведущих международных организаций и, прежде всего, ООН. В этой связи, в принятом совместном заявлении стороны подчеркнули «насущную необходимость реформирования ООН и, особенно, Совета Безопасности по категориям как постоянных, так и непостоянных его членов», причем «Казахстан, — по выражению представителей МИД, — вновь подтвердил свою поддержку постоянного членства Японии в СБ ООН».
Японцы же согласились поддержать республику в ее усилиях ускорить вступление в ВТО, а также положительно отозвались о казахстанской инициативе созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, «направленной на создание эффективной и универсальной структуры по обеспечению безопасности в Азии», и заявили о своей готовности «сотрудничать для продвижения духа данного форума».
По итогам первого заседания диалога «Центральная Азия — Япония» была подписана совместная декларация, оговаривающая возможность развития всестороннего взаимодействия в различных областях. С точки зрения японского министра, «в рамках этого диалога государства Центральной Азии и Япония могли бы обсуждать вопросы политического и экономического характера, культурного обмена и остальных сфер, представляющих интерес для общества». Подобное мнение высказали и остальные участники: К. Токаев, например, сказал, что данный диалог «станет эффективным механизмом и стимулирующим фактором для развертывания более концептуального сотрудничества государств региона и страны Восходящего солнца».
Накануне встречи с Кавагучи участники СМИД ЦАС парафировали документы о присоединении к организации России, которые будут подписаны главами государств в октябре на заседании в Душанбе. Заявка РФ на вступление в ЦАС была одобрена 28 мая на саммите в Астане. Возглавлявший российскую делегацию секретарь Совета безопасности Игорь Иванов заявил, что «полноправное участие России в деятельности организации «Центральноазиатское сотрудничество» естественно». Отметив намерение России в полной мере участвовать в деятельности организации «во всех тех областях, которые будут представлять интерес», он пояснил: «интеграционные процессы — это веление времени в условиях глобализации».
В начале прошлой недели официальный представитель российского МИДа Александр Яковенко сказал, что целесообразность вступления в ЦАС продиктована стратегическим значением Центральной Азии для России. По его мнению, организация становится «важным институтом регионального взаимодействия» и «существенным элементом формирования эффективной системы обеспечения стабильности в регионе».
«Россия, — резюмировал А. Яковенко, — которую связывают с государствами Центральной Азии особые отношения, складывавшиеся столетиями, заинтересована в их всемерном развитии и укреплении, как на двусторонней, так и многосторонней основе».
Поскольку деятельность ЦАС направлена на достижение не только политических целей, то, понятно, его жизнеспособность будет зависеть от формирования общих взаимоприемлемых экономических условий сосуществования и развития стран-участниц. Так, в ходе недавнего заседания СМИД обсуждались вопросы учреждения международного водно-энергетического консорциума в рамках организации, снятия торговых барьеров между Казахстаном и Узбекистаном и проблемы функционирования будущего единого рынка.
На внеочередном майском саммите в Астане, как известно, было поддержано предложение Ислама Каримова приступить к разработке концепции общего рынка в регионе. Как заметил тогда узбекский президент: «Создав общий рынок, мы сможем решить таможенные, транспортные, коммуникационные, железнодорожные вопросы. Сейчас в этих вопросах есть немало препятствий для их решения».
Согласно предварительным расчетам узбекского правительства, на формирование общего рынка стран Центральной Азии потребуется не менее 15 лет. Министр экономики республики Рустам Азимов не так давно выделил несколько стадий этого процесса: «На данном пути мы видим, как минимум три этапа — это создание полноценной зоны свободной торговли и мы думаем, что этот этап в контексте вступления стран региона в члены ВТО займет 4-5 лет. Второй этап — это создание таможенного союза, что потребует такого же времени, и видимо будет еще третий этап, когда мы непосредственно будет создаваться общий рынок в форме экономического союза, что также потребует 5-7 лет».
Идею создания регионального рынка в рамках ЦАС, причем еще в 2002 году, выдвигал также казахстанский президент, который подчеркивал, что «в условиях глобализации государства-члены организации рискуют быть вытесненными на периферию мирового развития». Альтернативой могло бы стать формирование дееспособного интеграционного сообщества, основанного на взаимовыгодных и унифицированных экономических условиях и правилах, способного играть самостоятельную роль в международных делах.
В связи с этим, Н. Назарбаев отмечал необходимость создания единого экономического пространства на территории стран-участниц ЦАС, которое должно происходить поэтапно и идти «в направлении развития торгово-экономических отношений, предпринимательства и инвестиций, денежно-кредитных, финансовых и валютных отношений, последовательной гармонизации законодательств, проведения согласованной социальной политики».
Что касается предполагаемых узбекскими властями темпов построения центрально-азиатского рынка, то они могли бы, вероятно, ускориться со вступлением в ЦАС России. Однако, пока что, ввиду объективных причин, его объемные и содержательные возможности значительно уступают перспективам интеграции в рамках «четверки», образуемой Казахстаном, Россией, Белоруссией и Украиной.
В любом случае, несмотря на значительный рост уровня торговли РК с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном (в прошлом году он составил, соответственно, 16%, 47% и 69%), доля стран ЦАС в общем объеме товарооборота Казахстана остается в пределах 2-3 процентов.
Впрочем, никто сегодня не сомневается в том, что экономическая и политическая интеграция в Центральной Азии становится первостепенной задачей, включающей в себя ряд взаимообусловливающих факторов. Ее реализация будет способствовать не только вхождению государств региона в мировое пространство, развитию демократических и рыночных институтов, но и создаст благоприятные условия для привлечения международных финансовых вливаний, без которых, в свою очередь, дальнейшее реальное объединение будет невозможно.