Об этом сообщает МИА «Казинформ».
— В докладе «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане» от Transparency International проанализировали обращения наших граждан в госорганы. Все это сейчас есть в е-формате. Они указывают на то, что уровень коррупции значительно снизился, но есть отдельные моменты на разных уровнях, на которые указывают наши граждане, — сказала Дарига Назарбаева на пленарном заседании палаты.
Она также назвала наиболее коррумпированные госорганы согласно результатам исследования.
— Госорганы, где нашим гражданам приходится неформально решать свои вопросы, – это полиция, госвузы, госколледжи, суд, управление градостроительного контроля, управление земельных отношений, военкоматы, миграционная служба, управление занятости и соцзащиты, государственные детсады. Таможня, прокуратура, налоговики — у них более или менее, — уточнила Дарига Назарбаева.
Председатель сената добавила, что в топ-10 коррупционных поводов – лечение и прием у специалиста.
— Хотя минздрав говорит, что у нас е-очереди и можно из дома записываться на прием, — озвучила Дарига Назарбаева.
Кроме того, в «коррупционной десятке» — устройство на работу, получение оформления земельного участка, устройство ребенка в детсад и даже внесение его в е-очередь, нарушение правил ПДД, отсрочка от армии, закрытие и неоформление штрафа, получение пособия по рождению ребенка, поступление в вуз и получение образовательного гранта, получение медсправки.
Спикер подчеркнула, что самым распространенным способом действий работников ведомства для получения неформального платежа является волокита.
— Люди просто платят за то, чтобы это все быстрее оформить. Сейчас мы занимаемся активно реализацией цифрового Казахстана. Но эти сведения указывают на то, что у нас там не все благополучно. У меня вопрос к министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и к Балташевой Асемгуль, председателю правления госкорпорации «Правительства для граждан»: что нужно сделать, чтобы ускорить информатизацию во всех образовательных учреждениях и установить такой порядок? — спросила Дарига Назарбаева.
На что вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Абылайхан Оспанов ответил, что этот анализ подтверждается.
— Сегодня в стране утверждено 723 госуслуги, ранее было 746 госуслуг, мы их потом оптимизировали. Мы получаем отзывы, в прошлом году на уровне правительства было проведено большое количество межведомственных комиссий. По результатам данной группы мы утвердили порядка 500 "дорожных карт" по оптимизации и автоматизации госуслуг. Туда вошли многие услуги, которые уже переведены в е-формат, но граждане не получают их. Многие принципы оптимизации легли в данный законопроект. Некоторые госуслуги утверждены на 2020-2021 годы, которые требуют внесения в законодательство. С 1 ноября было принято упрощение получения адресной справки. Мы видим, что граждане продолжают их требовать и госорганы тоже, хотя в законе прописано, что эти сведения не должны требовать, — сказал он.
Вице-министр подчеркнул, что эта работа продолжается и все замечания рассматриваются. На что спикер сената Дарига Назарбаева парировала: «Вроде процесс идет. Все хорошо в целом. Тогда как можно е-очередь покупать? Значит, у нас что-то не в порядке с информсистемой». Отметим, на пленарном заседании был рассмотрен законопроект по внесению изменений в законодательство по вопросам оказания госуслуг.