– Когда Рамазан появился на казахстанской сцене – это был настоящий взрыв, – говорит заслуженный артист Казахстана Мурат ТУКЕЕВ. – Мы были мальчишками, учились в школе и всегда спешили на его спектакли. До него в Казахстане еще никто не владел столь совершенной техникой мужского классического танца. Когда он, окончив в Москве хореографическое училище, приехал в Алматы, то стал явлением в нашем театре. Бапову были подвластны и лирика балета “Жизель”, и игровые сцены “Дон Кихота”, и героический “Спартак”. Он танцевал Спартака практически на уровне московских солистов. Все помнят его высокий и мягкий прыжок. Исполнял такие арабески, двойные кабриоли, которые нам и не снились!
– Я шел с Баповым по жизни с 1958 года, – сказал поэт, хореограф-либреттист, сценарист Дюсенбек НАКИПОВ. – Тогда мы, аульные мальчишки – он из Алматинской области, а я из Павлодарской – были приняты в Московское хореографическое училище. Впервые на сцену вышли в балете Глиэра “Красный мак”. Нам было лет по 10–12, мы играли китайских мальчиков. Гримеры шутили, что нас, ребят из Казахстана, даже гримировать не надо. Трудно говорить о Рамазане в прошедшем времени. Он навсегда останется в короне нашей культуры!
– Мне посчастливилось быть учеником у Рамазана Бапова, – отметил солист театра “Астана Опера”, лауреат международных конкурсов Досжан ТАБЫЛДЫ. – Когда он вернулся из Америки на родину, мы готовили «Спартака». Для меня символично, что он первым в Казахстане исполнил эту роль, а я под его руководством стал самым молодым ее исполнителем. Главное, что помню из его уроков, – это работа над душой и смыслом образа. Был случай в Омске, я танцевал в спектакле “Легенда о любви”. На сцене оказалась неровность, я оступился. Зрители этого не заметили, но когда вышел, почувствовал сильнейшую боль. Рамазан Саликович дотронулся до моей ноги и отвел взгляд. Прошло минут пять, и я погрузился в глубокий сон. А когда проснулся, отека уже не было. Меня восстановила его аура – энергия чистого, гармоничного человека.