Нельзя сказать, что он был первым. Были до него и другие. Но никому прежде не удавалось покорить олимп славы так, как Усенову. Лишь он своей последовательностью и упорством превратил свое презрение к Закону и обществу в целую философию.
Как в укор ему и его покровителям мир взорвала новость об аресте Джейси Чана — сына знаменитого актера Джеки Чана, кумира, может быть, даже миллиардов поклонников. Тридцатидвухлетний наследник звезды обвиняется в содержании наркопритона. В то время как его отец в 2009 году получил от китайской полиции почетное звание «посла по борьбе с наркотиками». Надо полагать, связей и авторитета в полицейской среде у актера достаточно, чтобы разрешить проблемы единственного сына. Но нет ведь, Джеки Чан публично заявил, что не намерен помогать сыну уйти от правосудия. Согласитесь, принципиальность звезды мирового масштаба вызывает всяческое восхищение…
Конечно, кто-то может сослаться на иную ментальность и культурные особенности китайского народа, в корне отличающихся от традиционных казахских, к тому же щедро разбавленных уникальной советской идентичностью. Спорить с этим было бы сложно, если бы не публичное заявление президента соседней республики Алмазбека Атамбаева. Президент Киргизии призвал правоохранительные органы арестовать своего сына в случае его виновности. А еще ранее за долг в менее чем 1000 долларов он попросил взять под домашний арест собственного брата. Наверняка найдутся у нас те, кому это покажется беспомощностью киргизского президента, хотя лично для меня эти факты являются ярким свидетельством его силы и внушают глубочайшее уважение.
На этом фоне Усенов словно зеркало отображает нашу кривую реальность. Ведь он не пришелец с другой планеты, а порождение нашего общества, наш современник. Он не изгой, с ним здороваются, сидят за одним столом, его не избегают девушки. А возможно, есть и такие, кто восхищаются его несгибаемостью.
Слава безусловна. Если отбросить лирику, то по индексу упоминаемости дурная слава от хорошей не отличается. Не только для не имеющих стойких морально-нравственных ориентиров юнцов, которые могут стать подражателями и последователями Усенова. Не только для его восхищенных мажористых друзей, но и для тех, кто прекрасно (мне очень хочется в это верить) понимает границу между добром и злом. Не зря же на гребне усеновской славы поспешили прокатиться главный функционер «Нур Отана» и некоторые депутаты. Ведь наивно полагать, что при вполне достаточных политических ресурсах, внушительных полномочиях и влиянии они не сумели создать обнаглевшему юнцу даже минимальных проблем. Увы, политика – дело циничное. А спекуляции на общественном резонансе еще никогда осечек не давали. Поэтому нельзя исключать, что все они забыли об этом деле сразу же после сделанных громких заявлений.
А самое страшное в том, что причина безнаказанности Усенова, скорее всего, кроется не в слепой любви к нему его отца. Для родителя ситуация с сыном – вопрос принципиальный. Это вопрос места Усенова-старшего в жестокой стае: если он допустит расправу над сыном, то найдутся те, кто расценят это как слабость. А слабость в мире альфа-самцов не прощают. Для людей круга Усеновых способность подняться над Законом, обществом и толпой – это своего рода показатель принадлежности к элитам, право называться патрицием. В конце концов, отца ведь тоже никто вслух не осуждает. Вероятнее всего, никто ему не говорит этой правды и наедине. Страшно представить, что окружение разделяет его взгляды и в случае возникновения аналогичной ситуации, не задумываясь, поступит так же.
Остается довольствоваться тем, что хоть у Атамбаева и Джеки Чана в окружении нет или хотя бы не так много таких людей. По крайней мере, их примеры помогают сохранить веру в честность, справедливость, долг перед обществом и в другие ценности, увы, превращающиеся в нашем мире в нереальные мифологемы.