Свадьбы и похороны – без излишеств. В Таджикистане жители проводят обряды с оглядкой на закон – 10 лет назад в республике официально упорядочили процедуры проведения ритуалов, введя ограничения на коак наши соседи личество приглашенных. “Лимит” на показную роскошь позволил спасти экономику многих семей.
Похороны – как свадьба
Рассказывает депутат таджикского парламента Холикзода Абдурахим ГАФОР.
– У нас погребальные обряды по случаю смерти проводились с большим размахом. После похорон начинались трех-, шестидневные поминки, потом 20, 40 дней, потом полугодовые, потом годовые поминки. Свадьбы, обрезание праздновались также очень пышно. Вот это все на фоне демократии приняло гигантский размах. А ведь, по сути, это было неподъемное бремя для экономики семьи, и тогда наши религиозные, общественные деятели вышли с ходатайством урегулировать эти процессы.
Президент поддержал, и в 2007 году был принят закон “Об упорядочении таджикских традиций и обрядов”.
Если раньше на праздник становления мальчика мужчиной или свадьбу местные жители могли приглашать сколько угодно гостей, и порой их количество доходило до 500, то по новым правилам они могут отметить событие только в кругу семьи. Официально сократили и обязательность проведения определенных поминок.
– На 40 дней со дня смерти человека можно позвать до 80 граждан, на годовщину – до 100. Можно организовывать обряды без забоя рогатого скота.
В течение 10 лет закон, содержащий всего 16 статей, дал хорошие результаты: народ смог существенно сэкономить свой бюджет, направив расходы в правильное русло. А совсем недавно мы его ужесточили. Ограничение введено на количество людей и форму проведения мероприятий. Например, на свадьбу разрешается приглашать не более 200 человек (ранее народ собирал до тысячи гостей!) со стороны невесты и 150 – со стороны жениха. Первоначально были несогласные с нововведением, а потом люди поняли, что оно несет благо. И если раньше на одну свадьбу уходило порядка 30 тысяч долларов (1 доллар – почти 9 таджикских сомони), то сейчас можно уложиться и в 800 долларов, – поделился с нами таджикский парламентарий. – У казахов тоже, кстати, проблема в этом вопросе. Афганистан уже принял аналогичный закон, сейчас ограничительные меры обсуждают Киргизия, Узбекистан и некоторые регионы Китая, например, Синьцзян-Уйгурский автономный округ.
Любовь и мемориалы
Стоит ли вводить подобный закон в Казахстане? Член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Нурлан ДУЛАТБЕКОВ считает, что это невозможно:
– Как юрист, скажу вам: в нашей Конституции предусмотрены права и свободы граждан, и как-то ограничивать людей в проведении свадебных торжеств или ритуальных обрядов – не совсем правильно будет. Люди распоряжаются своей собственностью, как им хочется. А с точки зрения морали мы должны опираться на наше культурное наследие, национальный код, и второе – отказаться от тех традиций, которые на современном этапе нам мешают. Мы должны аксиологически к этому вопросу подойти, быть прагматичными, учитывать экономическое положение. Я не совсем понимаю, когда люди берут многомиллионные кредиты на свадьбы. От таких моментов нужно отказываться. То же – о похоронах: излишняя помпезность в Коране не одобряется. Когда ты проявляешь любовь к родителям через установку вычурных мемориалов – это очень неправильно. Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия
Шведский стол
Директор международного центра культуры и религий Айдар АБУОВ согласен с депутатом:
– Расточительство – один из главных пороков, к нему отрицательно относятся во всех религиях, это проявление невежества, неуважения к общей культурной среде и традициям. Я был во всех четырех концах страны, и в каждом по-своему занимаются расточительством, а размеры его везде зашкаливают. А ведь в казахском обществе широкие дастарханы, тои не проводились зря. Исключение – только в ситуациях с известными в народе личностями. В основном исламские традиции ассимилировались с казахскими, и получилась золотая середина в виде скромного проведения свадебного торжества или поминок. Сегодня культурная элита не проводит пышных празднеств. А народу этот вопрос надо разъяснять, особенно когда на улице кризис. Городские жители могли бы проводить такие мероприятия в виде шведского стола.
Заведующий отделом общественного согласия и пропаганды Духовного управления мусульман Казахстана Алтынбек ОТЫЗХАНУЛЫ в продолжение слов коллеги привел казахскую пословицу, которая дословно переводится так: "когда умирает человек, богач разбрасывается скотом, а у бедняка открывается зад". А также напомнил, что по шариату брать кредиты запрещено.
– Сейчас в мечетях мы размещаем меню дастархана для проведения поминок, и если прежде люди не стеснялись тратить миллионы, то сейчас мы ориентируем их на сумму до 300 тысяч тенге, – говорит представитель ДУМК.
Протоиерей Православной церкви Казахстана Дмитрий БАЙДЕК в свою очередь с радостью вспоминает, как в Шымкенте молодожены вместо пышного бракосочетания устроили праздник детям-сиротам.
– А навязывать обществу какие-то стереотипы поведения, как проводить праздники, неправильно – человек должен сам смотреть по средствам, – уверен священник.
Не устраивайте гонки
Общественный деятель, преподаватель-методист высшей категории Толеу АЙМАГАНБЕТОВА отмечает, что национальные обряды и традиции сейчас грубо искажаются:
– Произошло разделение на состоятельных и людей малого достатка. И в результате кто-то позволяет себе пышные ритуалы, а другие не в состоянии этого сделать, но тянутся за ними и рвут, извините, кишки. Раньше в похоронах принимал участие каждый, кто знал усопшего: молился со всеми за упокой его души и обязательно вносил свою лепту для скорбящей семьи, чтобы она могла отправить ритуалы. А сама семья покойного не кормила людей – наоборот, это делали родственники, друзья, соседи.
У нас же все это исказилось: сейчас близкий умершего плачет и, утирая слезы, тут же идет готовить стол, едет на базар, закупает рулонами ткани. Еще пошла тенденция, когда на похоронах столы ломятся, один не хочет отставать от другого.
От знакомых я слышала, что в бывшей Тургайской области имамы запрещают накрывать столы, раздавать ткани. По пятницам они проповедуют, что не следует заниматься расточительством. И народ с этим соглашается. Большая казахская семья
А идею законодательно регулировать проведение обрядов собеседница не считает приемлемой.
– То, что касается памяти, души, родственников, – здесь нельзя регулировать. Не все население Казахстана примет это должным образом, мы – народ демократичный, и запретами ничего не сделаешь – только работой с населением. Через обряды, традиции соблюдается преемственность поколений. Молодежь учится тому, что надо помнить усопших, это твой род, твоя родовая ветвь, которую надо чтить. Но устраивать из этого гонки, демонстрируя свой достаток, это уже неправильно, – еще раз подчеркнула Толеу Аймаганбетова.
АСТАНА