Уроки правды и лжи - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Уроки правды и лжи

Уроки правды и лжи

Нешуточный скандал разгорелся в Восточно-Казахстанском госуниверситете: студентов отделения журналистики, вступившихся за родной факультет и своего декана, заставили публично каяться “в содеянном”.

  • 22 Февраля 2008
  • 2315
Фото - Caravan.kz

Под угрозой отчисления.

Они попросили о встрече. Я думала, придут один-два студента. Пришла большая компания. Открытые лица, живые глаза. “Нам преподали урок, который надолго запомнится”, – сказали ребята.

Все началось четыре месяца назад, когда ректор Восточно-Казахстанского государственного университета (ВКГУ) Арстан Газалиев решил, что университету необходимы перемены. Был издан приказ, по которому в одну структуру объединили филологов, журналистов, историков и международников. Должность декана факультета филологии и журналистики исчезла вместе с самим факультетом. Возглавлявшая его почти 10 лет педагог Люция Абдуллина была уволена со своего поста.

Внезапная реформа среди учебного года взбудоражила студентов. Вопросов у ребят была масса, ответов – ноль. Объяснить происходящее руководство вуза не спешило.

– И тогда мы написали письмо ректору, – показывают ребята стопку листов. – Никто никого не организовывал. Это было коллективное решение. Мы хотели, чтобы нам просто объяснили, ради чего все затеяли, почему сняли нашего декана. По факультету ползли самые разные слухи.

Я читаю это письмо: корректный, выдержанный текст. С ясными доводами – о полувековой истории факультета, его заслугах, компетентных кадрах. С предложением отказаться от реорганизации. И заведомой благодарностью ректору – за понимание.

Понимания не получилось. В канцелярии обращение студентов с сотнями подписей (!) отказались принять. А когда оно все-таки попало к ректору Газалиеву, тот оставил его без ответа.

И тогда по всем курсам разлетелась идея – протестовать. Наиболее активно ее поддержали журфаковцы. Будущие газетчики и телевизионщики считали, что они смогут убедить ректора отменить приказ. Ребята верили в то, что с их мнением будут считаться.

Наутро о готовящейся акции знало все руководство вуза. В корпус филфака экстренно прибыл первый проректор. Но вместо объяснений студенты получили предупреждение “не делать глупостей”.

В полдень толпа студентов развернула перед главным корпусом ВКГУ плакаты: “Руки прочь от факультета!”, “Верните нашего декана!”, “Хотим справедливости!”…

Возле протестующих появились парни из университетского комитета по делам молодежи. “Они выводили нас по одному, – рассказывают ребята. – Угрожали немедленно отчислить”. В ответ под окнами ректора раздалось дружное: “Мы никуда не уйдем!”. Только после этого бунтующих студентов пригласили в корпус.

– Сначала ректор сказал, что мы срываем ему важное дело, – рассказывают студенты. – Потом начал говорить про нашего декана, мол, никаких заслуг у нее нет. А затем ушел.

Прессинг для будущей прессы

А через день, по словам ребят, началось нечто! Администрация запустила целую машину психологической обработки. Одним участникам митинга отчислением угрожал сам первый проректор, к другим подходили все те же активисты комитета по делам молодежи, “убеждали” забрать документы из вуза. Третьих вызывали в ректорат и запугивали… прокуратурой и полицией.

Через несколько дней на факультете вышел радиовыпуск. Одна из преподавательниц отделения журналистики (!) подготовила речь, которую зачитали второкурсницы. По всему корпусу гулко разносился текст: студенты против акции протеста, студенты каются (!) в содеянном, студенты просят прощения у вуза и лично ректора, бывший декан повинна во всех грехах…

Ребята вздыхают и невесело усмехаются. Кто мог представить, что в известном региональном вузе современного демократического государства разыграется сталинский спектакль с публичным покаянием “врагов народа”?!

Другой преподаватель взялся за “обработку” студентов уже на сессии. Делал так. Перед тем как поставить оценку, открывал зачетку и задавал вопрос: “Вы раскаялись в содеянном?” И многозначительно ждал ответа. “Мы честно отвечали ему: да, произошедшее стало для нас уроком, – говорит студентка. – Правда, не уточняли – каким”.

Чему научили?

Наша встреча заканчивается. Ребята остывают от эмоций, смотрят на меня – насколько я их поняла. Еще немного – и они придут в редакции газет и телеканалов, некоторые из них уже штатные корреспонденты. Им предстоит говорить обо всем, что происходит в этом мире, – красивом и не очень. Говорить честно, правдиво. Либо – лгать. Нельзя сказать правду, примериваясь, понравится ли она высокому лицу…

Журфаковцам ВКГУ преподнесли страшный, по сути, урок. Лжи, предательства, страха. Будущих журналистов не просто наказывали за попытку отстоять свои права на родной факультет – в них ломали нравственный стержень.

Одних студентов этот урок сделал сильней. Других – наоборот.

И только спустя время станет ясно, кто и чему научился на примере этой истории.

P.S. Когда готовился материал, стало известно, что Арстан Газалиев ушел с поста ректора ВКГУ. По собственному желанию. Теперь этот педагог возглавил другой региональный университет.

Галина Вологодская, фото автора, Усть-Каменогорск