Ирландия до начала 90-х годов прошлого века оставалась самой слабой и бедной страной Европы. Безработица была высочайшей – 18 процентов. Почти половину экспорта составляло продовольствие. Сама экономика была больше аграрной и немного промышленной. Население выезжало из страны. Пока все очень похоже на Казахстан.
Но в 90-х экономика начала расти азиатскими темпами – по 10 процентов в год. Причина – переход к либеральной модели. Главный ее инструмент – радикальное снижение налогов от 10 до 12,5 процента на прибыли корпораций. Это самый низкий уровень в Европе. Правительство страны щедро раздавало субсидии инвесторам. Для чего были созданы специальные зоны с льготным налогообложением. Все гиганты IT-бизнеса, такие как IBM, Apple, Intel, Dell, HP, открыли свои филиалы по выпуску полупроводников, электроники, оргтехники и программного обеспечения. Ирландия начала экспортировать фармацевтическую продукцию. Государство оказывало финансовую помощь по созданию компаний и помогало выходить на международный рынок.
Экономическое чудо позволило сократить безработицу до 4,5 процента в 2007 году. Зарплата в промышленности стала одной из самых высоких в Европе. Правда, и инфляция подскочила до 5 процентов в год. Одновременно начался рост социального неравенства. Высокий уровень жизни начал завлекать в Ирландию трудовых мигрантов, прежде всего из Восточной Европы. В 2007 году доля мигрантов выросла до 10 процентов населения страны. На волне экономического подъема начался бум строительства. Доля стройсектора в ВВП достигла 12 процентов.
Но в 2007 году произошел очередной виток мирового кризиса, связанный с кризисом в хай-тек-отрасли. Экономика Ирландии, зависящая от положения дел на IT-рынке, резко ужалась. Начали закрываться филиалы иностранных компаний. Многие из них потянулись в страны подешевле – Китай и Восточную Европу. За год работу потеряли более 100 тысяч человек.
В 2008 году экономика Ирландии вошла в рецессию. К 2010 году ВВП страны сократился на 14 процентов. Рынок недвижимости лопнул и оставил банки с невозвратными долгами. Безработица подскочила до 14 процентов. Кризис раскачал и государственные финансы. В 2010 году дефицит госбюджета страны составил 32 процента от ВВП. Хотя планировалось лишь 11,6. В итоге “кельтского тигра” пришлось спасать. В ноябре 2010 года Ирландия согласилась на финансовую помощь от ЕС и МВФ. Взамен правительство пообещало сократить бюджетный дефицит. Средства для этого известны: снижение зарплат госслужащих, пособий по безработице, минимальной установленной зарплаты, сжатие социальной сферы.
В декабре 2014 года Ирландия вышла из программы помощи ЕС и МВФ. При этом министр финансов Майкл Нунан сказал спасибо согражданам, которые вытерпели рост налогов и сокращение госуслуг.
Главный урок кельтского эксперимента в следующем: рост экономики невозможен без увеличения доходов казны и справедливого перераспределения доходов от национального богатства. Политика низких налогов может помочь экономическому развитию в течение некоторого периода, но затем это обязательно приведет к экономическим потрясениям. Особенно во время кризиса, когда расходы государства возрастают, а финансовые резервы падают. Примерно это же происходит сегодня и с Казахстаном.
Алматы