Уральский авиаспорт идет "на взлет"! - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+10 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Уральский авиаспорт идет "на взлет"!

Уральский авиаспорт идет "на взлет"!

Фантастика, мало кто знает, что казахстанские планеристы завоевали призовые места в России (1-е и 2-е место) в 2006-м году на чемпионате в Новосибирской области, - одной из самых развитых в смысле авиаспорта областей Российской Федерации!

  • 5 Февраля 2007
  • 3205
Фото - Caravan.kz

Однако своим успехом планеристы обязаны отнюдь не столичным чиновникам, — а исключительно самим себе и своим личным инструкторам-летчикам, с которыми летали бок о бок в одной кабине в процессе обучения.
Пожалуй, на сегодняшний момент в РК только в Уральске и остался планерный спорт, и то — исключительно благодаря усилиям уральских летчиков-инструкторов и старейшим асам-пилотам уральского аэроклуба, сегодня работающим в программе «детско-юношеской спортивно-технической школы» и передающим свой ценный лётный опыт юному поколению «взлетающих».
С самого момента создания еще в советское время уральский аэроклуб воспитал много отличных специалистов, летчиков и парашютистов. Один из воспитанников Уральского аэроклуба — сегодня — Герой России, Анатолий Сармин, несет службу на Дальнем Востоке, его старший брат, — Андрей Сармин — в звании подполковника сегодня летает на «Миг-31» на Камчатке, — он учился летать у А.Г. Махорина, — именно у Махорина автору и удалось взять интервью.
Кстати, сам Махорин в свое время «долетывал» ресурс того самолета, на котором когда-то давно, в юности летала легендарная Светлана Савицкая, — позднее ставшая космонавтом (и, если честно, — она была моим кумиром с детства).
Победа уральцев ковалась исключительно на аэродроме и в небе города Уральска. Летали юные уральцы, учились под крылышком своих аэроклубовских тренеров.
Чтобы учить кого-то летать, человек сам должен уметь это делать хорошо, и, слава Богу, у нас в Казахстане еще есть такие замечательные пилоты…
Кроме того, в Уральске производятся прыжки с парашютом (за счет акимата) в целях патриотического воспитания юного поколения из числа граждан г. Уральска.
В прошлом году уральцы пригласили к себе парашютистов из Самарской губернии на Кубок Героя Советского Союза Маншук Маметовой (ее музей находится в двух минутах ходьбы от авиационной спортивной школы), и Кубок остался в Уральске, — возможно, родной аэродром помогает, дух патриотизма легендарной М. Маметовой, — уральские парашютисты сами его и выиграли!
Аэродром Уральского аэроклуба расположен в прекрасном месте, — в долине трех рек. Когда весной они разливаются, полные талой воды, — сверху это зрелище изумительно, вода сверкает среди изумрудной зелени весенних полей и лугов с сочными травами.
Небо притягивает молодежь духом героизма, — а проще говоря, всех молодых «тянет на подвиги-приключения» и на хорошую дозу …адреналина.
Тем, кто молод, кто совершенно юн, хочется испытать себя в чем-то особенно сложном, требующем максимального напряжения физических и духовных сил. Героическая молодежь, — именно так можно назвать юных, интеллектуальных, отважных, отчаянных, сильных духом, начинающих спортсменов — авиаторов, кому посчастливилось жить и летать сегодня в древнем городе Уральске, занимаясь в «Спортивно-технической школе» и летать на планерах — безмоторных и бесшумных.
От таких «продвинутых», толковых молодых людей будет гораздо больше пользы в дальнейшем, как самому обществу, так и прогрессу всей страны в целом. За свой ценный вклад в дело развития и воспитания молодежи инструкторы спортивной летно-технической школы города Уральска, полагаю, заслуживают и похвал, и призов! Мало вешать плакаты «долой наркотики», детям нужно тратить ценное время «занимая себя умным, полезным делом», что и дает толчок к их развитию, отвлекая от безделья и желания пробовать от скуки алкоголь или наркотики. Ведь еще классик Вольтер сказал простые, но очень точные слова: «Труд гонит от нас три зла: скуку, порок и нужду!». А занятия в летно-технической спортивной школе — это труд, риск, закалка характера!
Комментарии летающего авиатора
Наше интервью состоялось в аэропорту. Однако радиокомментарии дежурных воздушного порта не помешали нашей беседе, которая длилась даже до полуночи под рев приземляющихся и взлетающих самолетов.
— Анатолий Георгиевич, сколько у вас часов налета всего, и на каких летательных аппаратах вы летали, на каких самолетах и планерах?
— У меня общий налет — 7 600 часов, летал на «Як-18-А», «Як-18 ПМ», «Як-12», «Вильга-35А», «Як-18Т», «Ан-2» и планерах «Л-13» («Бланик») и «Янтарь-стандарт», «Кобра-15» (ну этого польского планера уже нет, ресурс кончился).
— В каком летном училище обучались, прежде чем начать летать в Уральске?
— Я закончил Ставропольский учебный авиационный центр, в 1972-1973 годах, но самостоятельно все же не «вылетал», — как говорится, «сломал ножку», — во время парашютных прыжков. Однако потом поступил снова, но теперь обучался уже в Волчанском авиационном училище летчиков, в 1976-1979 годах, закончил уже это училище по специальности «летная эксплуатация самолетов», по квалификации — «летчик — инструктор».
— На каких именно самолетах вы там обучались летать?
— На «Як-18А», «Як-18ПМ»,
— В то время, в конце 70-х годов они были популярными?
— Они просто были (вообще, в наличии). «Як-52» (пилотажные) вот-вот должны были прибыть, но Румыния начала их поставку на три года позже, чем планировалось, — из-за сильного землетрясения, потрясшего эту страну.
— После окончания училища куда «распределились»?
— В солнечный город Ташкент, где работал с 1979 по 1980 год.
— На чем там летали?
— На «Як-12», — мощный такой самолет. После Ташкента я приехал в свой город Уральск, в 1980 году. Но пришлось мне заниматься не пилотажной работой, а просто полетами, так как в клубах (аэроклубах) не хватало самолетов, а ведь все мечтали о «Як-52», чтобы заниматься — высшим пилотажем.
— Вы в училище летали на высший пилотаж?
— Ну, мы не были чемпионами, но у нас перед выпуском были свои соревнования, по самолетному спорту, на уровне 1-го спортивного разряда, из 19 человек все, (кроме 4-х) выполнили комплекс фигур высшего пилотажа, по уровню 1-го разряда. В наши соревнования входило всего три пункта: 1) Комплекс из фигур высшего пилотажа. 2) Два полета по кругу. 3) 30-минутный маршрут, — нужно было выйти на КПМ — в конечный пункт маршрута — и «по нолям», — то есть в строго назначенное время. Как только «стартовую линию» прошел — пошел отсчет времени. Через 30 минут пилот должен пересекать «финишную линию», завершая полет по треугольному маршруту. Так у нас один хлопец «по нолям» пришел, но тут же у него произошел «срыв» в «штопор». Я привез в свое время 13 секунд.
— Вы помните, какие именно фигуры пилотажа были в вашем комплексе?
— Он состоял из 9 фигур: штопор, «петля» (Нестерова), «полупетля», вертикальная «8-ка», «бочка», в заключение было 2 виража — вправо, влево и что-то еще, уже не помню.
— А вот после … вы всегда проводите «разбор полетов», таков порядок?
— Естественно. Таков строгий порядок, только это и «двигает прогресс». Курсанты, отлетав с инструктором, выпрыгивая из кабины, первым делом говорят, обращаясь к своему инструктору: «Разрешите получить замечания».
— И сколько замечания занимают по времени — 1 час, 30 минут, 10 минут?
— Замечания курсант получает, как правило, сразу после полетов, а затем — на разборе полетов, где каждый инструктор со своей летной группой «работает».
— Кто был вашим летчиком-инструктором?
— Мне повезло, я попал к самому лучшему инструктору, — благодаря которому я и благополучно закончил училище, — спасибо Татарникову Михаилу Борисовичу. Мне кажется, он сейчас где-то в Питере.
— А вы сами выучили летать, в свою очередь немало людей, сотню, наверное?
— Человек 100 выучил, но это не точные данные.
— А сейчас ваши ученики занимаются летной практикой, летают?
— Конечно! Вот один мой бывший воспитанник — в звании подполковника несет службу в одном из авиационных подразделений на полуострове Камчатка, летая на самолетах «МиГ-31», — Андрей Сармин, а в Петропавловске-Камчатском — бывший воспитанник парашютного подразделения нашего уральского аэроклуба — в настоящее время — Герой России, — Анатолий Сармин, младший брат Андрея.
Юные авиаторы — уральцы
То, что уральские планеристы весьма достойно представили в июле 2006 года Казахстан на аэродроме Новосибирска, — действительно впечатляет, — ведь это была их первая (!) поездка на чужое летное поле вообще и такой отличный старт!
Ученик летчика-инструктора П.Л. Коннова — Айбеков завоевал 1-е место среди планеристов, а 2-е место заняла Медведева, — ученица инструктора А.В. Киреева. Еще один «уралец» не добрал немножко баллов, чтобы претендовать на 3-е место.
Как прокомментировал результаты старший тренер по планерному спорту М. Л. Коннов:
— Всего на планерном отделении занимались 24 учащихся. По теоретическим дисциплинам занятия проводились в специализированных классах аэроклуба ЗКО. Занятия проводил летчик-инструктор, имеющий высшее физкультурное образование и высшее летное образование. Изучены и сданы зачеты всего — по 15 авиационным дисциплинам. За период 2006 года еще 6 спортсменов выполнили самостоятельные полеты на планере «L -13» («Бланик»).
Летом 2006 года команда ЗКО (Западно-Казахстанской области) по планерному спорту принимала участие в Открытом чемпионате Новосибирской области по планерному спорту на Кубок имени К.И. Шершавикова в составе: Айбеков Асет, Медведева Светлана, Убышев Талгат. В результате проведения соревнований Айбеков Асет стал победителем Чемпионата, а Медведева Светлана заняла 2-е место в многоборье.
В сентябре 2006 года — впервые на базе аэродрома «Кордон» были проведены городские соревнования по планерному спорту, в них участвовало 17 человек, стал победителем среди пилотов 1-го года обучения — Ишмуратов Герман, а среди пилотов 2-го и последующих лет обучения — 1-е место завоевала С. Медведева.
По мнению Старшего тренера ЗКО по планерному спорту — летчика П.Л. Коннова, было бы желательно «с целью повышения уровня спортивного мастерства юных пилотов приобретение хотя 2-х спортивных планеров типа «Л-13» («Бланик»), что позволило бы им больше тренироваться, больше летать. Благо, на планер топливо не нужно, — он летает сам, по инерции и по законам аэродинамики, только нужно его «отбуксировать» в небо, — он может летать по 5 — 10 часов, в восходящих потоках».
Парашютисты г. Уральска прилагают немалые усилия, чтобы повышать свое мастерство. Городские соревнования по классическому парашютизму, посвященные «Дню Конституции Республики Казахстан» прошли успешно, собрав толпы зрителей. В этом турнире приняли участие 9 (!) команд уральцев, числом парашютистов — 41. Среди юношей 1-е место по групповой точности приземления завоевал Е. Кутафин, и в акробатическом прыжке — 1-е место — Е. Кутафин, среди девушек в акробатике сумела занять 1-е место Д. Москалева.
Открытый Чемпионат ЗКО памяти Героя Советского Союза — Маншук Маметовой стал еще одной проверкой на мужество и отвагу для парашютистов-многоборцев, — так, 40 участников выполнили прыжки на точность приземления, призовое 1-е место среди девушек заняла А. Ларина, и на соревнованиях норматив 1 (первого) разряда по парашютному многоборью выполнили 5 уральских спортсменов.
Однако парашютисты выезжали и в Самару, на открытый Чемпионат Самарской области по парашютно-атлетическому многоборью, посвященный памяти МСМК (мастера спорта международного класса) А. Короткова.
Кстати, автору этих строк в свое время приходилось прыгать из одного вертолета с этим ярким спортсменом, — Александр Коротков был очень сильным и красивым человеком, но очень скромным, впрочем, его супруга — Елена Короткова была чем-то похожа на свою «половинку», она так же была асом — профессионалом, членом сборной ВВС, СССР, и как-то даже мне приходилось учиться у нее работе «по точности». Прекрасная пара — Коротковы! Кто бы мог подумать, что теперь, столько лет спустя, я буду писать грустные строки: «памяти Короткова». Невероятно грустно. Светлая память…
Итак, согласно судейским протоколам, 1-е место по точности — А. Шарафутдинов, 1-е место (среди женщин) — А. Ларина. Стрельба из пневматической винтовки и снова 1-е место — А. Ларина (среди женщин). В упражнении «кросс» 1-е место занял П.Чуриков, 2-е место (женщины) С. Митрясова, в командном зачете 1-е место — у команды ЗКО! В упражнении «групповые прыжки на точность приземления» вновь команда ЗКО — заняла 1-е место. В 5-м упражнении «Прыжок с парашютом типа «Д1-5у» с переноской раненого — команда ЗКО заняла только 3-е место.
Весьма успешно выступили парашютисты и на чемпионате Казахстана в Алматы.
Свое мнение старшего тренера по парашютному спорту высказал Р. Сюндюков: «Парашютисты сборной команды ЗКО могли бы достигнуть и более высоких результатов при возможности выполнять тренировочные прыжки с парашютом с более современными парашютными системами, а не с устаревшими типами парашютов. В наличии у сборной команды ЗКО только 4 парашютных системы «МАЛЬВА-24» 2002 года выпуска, а их необходимо — 20 (парашютных систем). Также, для соревновательного опыта и роста спортивных результатов необходимо выезжать на соревнования не 1-2 раза в год, а хотя бы 5-6 раз.
P.S. Еще одно «но»: с рамках ДЮСТШ (детско-юношеской спортивно-технической школы «возрастной ценз» ограничен — до 18 лет. Однако это справедливо только для гимнастов (они занимаются с 5-6 лет), но ведь авиационными видами спорта занимаются только с 15 лет, не ранее, поэтому, чтобы подготовить отличного аса — времени получается как бы — нет, — это в рамках ДЮСТШ.
Поэтому целесообразно было бы вернуться к нормам аэроклуба, где возраст более объективно берется во внимание! Автору этих строк приходилось заниматься и в аэроклубе города Казань, поэтому все эти важные детали — уже пройденный этап. Логично увеличить ценз авиаторам.
Особенно, если учесть, что на данный момент планерный спорт от всего Казахстана представляют только уральцы. Проблемы эти легко разрешимы, просто надо — купить планеры и запустить их в небо — идеальные экологически чистые летательные аппараты: «отбуксировал» в небо на моторном самолете — и он — свободен!