Уральские стрелки - Караван
  • $ 527.58
  • 546.15
+1 °C
Алматы
2025 Год
21 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Уральские стрелки

Уральские стрелки

71 год назад гитлеровское командование, рисуя заманчивые планы оккупации Советского Союза, намечало в сентябре 1942-го захватить Уральск и двинуться дальше на восток. Хотя долгое время после Великой Отечественной войны считалось, что Казахстан был глубоким тылом и здесь не могли происходить боевые действия.

  • 27 Сентября 2013
  • 7384
Фото - Caravan.kz

До фронта – несколько часов езды

Линию обороны Сталинградской битвы и Западный Казахстан отделяли всего 200 километров. И мало кто знает, что тогда в Уральске была сформирована 152-я стрелковая бригада – в основном из призывников из Западно-Казахстанской области и других регионов республики, а также из числа бойцов, находившихся после ранений в уральских госпиталях.

Как рассказал “КАРАВАНУ” профессор истории Павел БУКАТКИН,  ветеран-фронтовик, в формировании бригады непосредственное участие принимал сам Климент ВОРОШИЛОВ, легендарный маршал тогда возглавлял Наркомат обороны СССР. Он несколько раз приезжал в Уральск, бывал на учебных стрельбищах и марш-бросках, интересовался боевым духом будущих воинов. А вообще, начало формированию бригады положили постановление Госкомобороны и директивы Наркомата обороны СССР от 20 декабря 1941 года.

От Уральска – до Эльбы и Праги

Историк Павел Букаткин изучил весь боевой путь уральских стрелков – с самого начала. Несмотря на то что лучшие здания в Уральске отдали под госпитали и эвакуированные предприятия, властям была дана команда оказывать всяческую помощь в размещении формирующихся частей, поставлять продовольствие, снаряжение, автомашины и лошадей. Ветераны вспоминали, что на Фурмановской улице была старая кузня. В Гражданскую войну здесь подковал своего коня сам Василий Иванович Чапаев. И из всех подразделений уральской бригады сюда вели своих коней. Горожане помогали бойцам всем, что у них было, но их возмущало, что на бесконечные смотры выделялось на каждую лошадь по два куска мыла, в то время как сами уральцы вообще не видели мыла с начала войны. А еще, по рассказам ветеранов, пока шло формирование бригады, случилось наводнение. Бойцы, поднятые ночью по тревоге, спасали людей из затопленных домов на окраине Уральска.

10 мая 1942 года 152-я Уральская бригада в составе трех стрелковых и одного минометного батальонов, артиллерийского и минометного дивизионов, батальона связи и отдельных рот противотанковых ружей, разведчиков, саперов и автоматчиков, а также танковой, медико-санитарной и автомобильной рот и других подразделений погрузилась в эшелоны. Уральцев отправили в Москву. Но напряженность на этом участке фронта спала, зато обострилась ситуация в районе Астрахани и Сталинграда. И бригаду эшелоном направили на Сталинградский фронт. После длительных ожесточенных боев бригаду переформировали в 118-ю Мелитопольскую дивизию, пополнив вооружением, боеприпасами и личным составом. Эта дивизия прошла боевой путь до Эльбы и Праги.

Выживший герой

Уральские стрелки высоко несли знамя бригады. Павел Букаткин рассказал “Каравану” о подвиге ефрейтора Николая Курмаева. Наводчик противотанкового орудия Курмаев уничтожил станковый пулемет противника, огонь которого мешал продвижению стрелков. Получив ранение в обе ноги, он отказался покинуть поле боя и продолжал вести огонь. В момент, когда немецкий танк готов был смять нашу оборонительную позицию, ефрейтор собрал последние силы и бросил снаряд по танку. Врага удалось остановить, а Николай потерял сознание. Его семья в далеком Приуралье получила похоронку и вырезку из фронтовой газеты, заканчивавшуюся словами: “Герой пал мертвым у своего орудия”.

“На основании архивных документов я опубликовал статью в местной газете, где рассказал о героизме и гибели отважного артиллериста, – говорит Павел Романович. – А через два дня раздался телефонный звонок. Человек на другом конце провода представился Курмаевым. Оказалось, он выжил. После боя, буквально перед тем, как его хотели опустить в могилу, думая, что он мертвый, Николай открыл глаза, сердце его еще билось, и воина тут же отправили в госпиталь. Врачи извлекли из него пулю и 11 осколков снаряда и буквально вырвали из лап смерти. Во время войны бесстрашный герой был награжден многими боевыми наградами и после победы работал шофером в родном совхозе “Красновский”.

“Вам не придется краснеть”

Во время страшных боев в апреле 1943 года солдаты 152-й бригады написали письмо казахскому народу. Вот строки из него:

 “Мы заверяем Вас, дорогие земляки, что на страницах летописи Отечественной войны с фашистскими оккупантами не будет строк позора и укора казахскому народу. Вам не придется краснеть и прятать лицо от братских народов Великого Советского Союза”.

Эту клятву западноказахстанские фронтовики выдержали. Еще в ходе боев за освобождение Калмыкии, далеко за пределами своей части, стало известно имя секретаря ротной комсомольской организации – сержанта из Казахстана Иссы Айтанова – одного из инициаторов снайперского движения на Сталинградском фронте. Фронтовая газета “Красное знамя” 3 ноября 1942 года писала о том, что своим метким огнем он в первых трех боях уничтожил 26 гитлеровцев.

Уральские стрелки в составе 118-й Мелитопольской дивизии принимали участие в освобождении Украины, Чехословакии, Польши, Германии. Участвовали в знаменитой встрече с американцами на Эльбе.

Что касается перехода через Эльбу, то писали, что первыми ее достигли американцы, хотя на самом деле сначала туда с боями прорвалась именно 118-я дивизия. Наши солдаты освободили из концлагеря Аннабург около 900 военнопленных. И только через несколько дней состоялась встреча с союзниками. И хотя Днем Победы официально считается 9 Мая 1945 года, советские войска продолжали участие в Берлинской операции до 18 мая.

Восстановленная реальность

118-я Мелитопольская стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени за участие во взятии Дрездена и орденом Кутузова II степени – за освобождение Праги. Дивизия была расформирована лишь в мае 1946 года. Но далеко не все вернулись домой. По рассказам Павла Букаткина, ставшего после Великой Отечественной войны заместителем председателя совета ветеранов 152-й бригады, всего в живых тогда было 18 человек. А буквально год назад умер последний ветеран этой бригады.

В советские годы была создана специальная экспедиция по местам боевой славы 152-й стрелковой бригады. Побывав в местах сражений при освобождении Калмыкии, уральские следопыты привезли корпус артиллерийского снаряда. Он стал одним из главных экспонатов военного музея в Западно-Казахстанском госуниверситете. А профессор-фронтовик Букаткин добился доступа к документам в архивах Министерства обороны СССР, где провел тщательное изучение боевого пути 152-й стрелковой бригады и в целом участия выходцев из Западно-Казахстанской области в Великой Отечественной войне. Именно благодаря Павлу Романовичу казахстанцы узнали славную историю подвигов своих земляков, прошедших от берегов седого Урала до Эльбы и Праги.

Уральск