Как к поэту попала поэма “Козы-Корпеш – Баян-Сулу”?
Пушкин пробыл в Уральске в октябре 1833 года всего три дня. Однако плоды этого визита видны в “Истории Пугачевского бунта” и повести “Капитанская дочка”. Для казахстанцев приезд Пушкина интересен еще и тем, что впоследствии в его архивах обнаружили поэму “Козы-Корпеш – Баян-Сулу”. Текст этого казахского эпоса был впервые опубликован в 1837 году в “Вестнике Пушкинской комиссии”. Запись на пяти листах сделана рукой неизвестного человека.
Уральские ученые полагают, что Пушкин, прослушав в исполнении акына эту поэму, попросил кого-то, владевшего казахским языком, перевести ее на русский язык. Пушкинская запись немного расходится с общераспространенным вариантом. Краевед Николай Чесноков утверждает, что поэму записал яицкий казак, владевший казахским языком. Однако вероятнее всего, что великому русскому поэту казахскую поэму записали люди из Бокеевской ставки хана младшего жуза, которые хорошо владели русским языком. По словам уральского пушкиниста Николая Щербанова, сам факт обнаружения казахской поэмы среди бумаг Пушкина является доказательством, что поэту было интересно народно-поэтическое творчество казахского народа.
Есть предположение, что на основе “Козы-Корпеш – Баян-Сулу” Пушкин намеревался написать собственную поэму, но ему помешала ранняя смерть.
Музей “квартирует” в… госпитале
В Уральске Пушкин останавливался в атаманском доме. Здание это было построено незадолго до приезда поэта в Уральск по проекту итальянского архитектора Дильмедино. Дом этот сохранился до наших дней. Многие годы здесь размещался госпиталь сотрудников органов внутренних дел. Впрочем, они и сейчас поправляют здесь свое здоровье. Но в прошлом году одна из комнат была отдана под музей Пушкина. Открытие музея приурочили к приезду в Уральск президента России Владимира Путина. По этому случаю, чтобы воссоздать пушкинскую эпоху, местные мастера соорудили фаэтон. Предполагалось, что на нем прокатятся президенты двух стран – Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин. Однако служба охраны глав государств воспротивилась такой идее. Поэтому фаэтон, как и полагается, запряженный лошадьми, встречал президентов у входа в музей. После этого фаэтон оказался не у дел. Потом его с трудом пристроили в одном из складов областного краеведческого музея за неимением мест в самом Пушкинском музее.
Свои впечатления об Уральске Пушкин изложил в письме к жене:
– Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда я поехал в Уральск – тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье. Наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной”.
Первым делом – в Курени!
К яицким казакам Пушкина привело стремление выяснить “мнение народное” о крестьянской войне 1773–1775 годов и самом Пугачеве. В Уральске он встретился с очевидцами и участниками Пугачевского восстания. Первым очевидцем восстания, с которым встретился Пушкин еще до приезда в Уральск, был великий баснописец Иван Крылов. Его отец во время восстания служил помощником коменданта Яицкого городка. И юный Крылов своими глазами видел все происходящее.
Вспоминая свою поездку, Пушкин писал в 1836 году: “Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь проверяя их дряхлеющую память историческою критикою”.
В Уральске сохранились почти все здания, где бывал великий поэт. Первым делом он поехал в старинную часть города – Курени. Именно здесь разыгрались драматические события, связанные с осадой Пугачевым крепости и вообще пребыванием его в Яицком городке. Дома простых уральцев стоят до сих пор со времен Пушкина. Здесь же находится дом казака Кузнецова, на дочери которого, Устинье, женился предводитель народно-освободительного движения.
Главной святыней Куреней является собор Михаила Архангела, ставший крепостью. Его пугачевцы долгое время пытались взять осадой, но собор, как стойкий воин, не сдался. Уральский пушкинист Николай Щербанов отмечает, что “при осмотре собора Пушкин не мог не обратить внимания на иконостас с иконами древнего письма, среди которых выделялась Казанская Божья Матерь с Эдесского острова”, пожертвованная одним из яицких атаманов в 1721 году, а также на скромный памятник над могилой отца Дмитрия, который по преданию, распространенному в Уральске, отказался венчать Пугачева и Устинью Кузнецову”.
А дочь-то тоже жила здесь!
Парадокс: никто из уральцев того времени не оставил никаких документальных воспоминаний о пребывании Пушкина. О том, что поэт был здесь, мы знаем только из воспоминаний самого Пушкина. Есть еще один нюанс: до сих пор не прекращаются споры по поводу того, сопровождал ли Пушкина в поездке Владимир Даль. Одни утверждают, что Даль приехал вместе с поэтом из Оренбурга. Другие говорят обратное и приводят свои доводы. Хотя сам Даль бывал в наших краях много раз. В частности, он бывал в ханской ставке Жангира. Сам Пушкин намеревался посетить наш город еще раз, о чем писал: “До свидания, в степи или над Уралом”. Вполне возможно, что, если бы не ранняя гибель, он приехал бы сюда еще.
В последние годы в Уральске наблюдается своеобразный бум на краеведческие изыскания. Энтузиасты находятся в постоянном поиске и каждый раз открывают новые страницы в истории края. Совсем недавно краевед Анатолий Трегубов обнародовал интересный факт, связанный с Пушкиным. Оказывается, дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской и Петра Петровича Ланского восемь лет (1885–1893) прожила в Уральске. Софья Петровна, так звали ее, на протяжении этих лет считалась здесь первой дамой, так как была женой генерала Николая Шипова, бывшего наказным атаманом Уральского казачьего войска. И жила она в том самом атаманском доме, где поэт останавливался в 1833 году. Вот такие сюрпризы случаются в истории.
А сегодня директор музея Пушкина Гульбагира Атаниязова мечтает, чтобы все здание бывшего атаманского дома отдали под музей:
– Наше желание – открыть здесь музей литературы и искусства, ведь здесь кроме Пушкина останавливались Владимир Даль, Алексей Толстой, Василий Жуковский, Владимир Короленко.
А в самом Уральске кто только не был – и Гавриил Державин, и Иван Крылов, и Тарас Шевченко, и Алексей Плещеев, и Константин Федин, и Дмитрий Фурманов, и Михаил Шолохов… Список этот можно продолжать долго.
Властям память ни к чему?
Сейчас музей Пушкина работает лишь на энтузиазме его сотрудников. Но они одержимы желанием поднять уральский музей на новый уровень. Ставится вопрос о внесении уральского музея в список Пушкинских музеев мира. Но для этого нужно собирать документы, пополнять экспонаты. Российские музеи готовы сотрудничать, но туда надо ехать. А наши местные чиновники рассматривают музей как учреждение культуры, которое должно самоокупаться. Поэтому средства на командировки, обмен опытом, выставки не выделяются. Сам музей посещают в основном иностранные гости, количество которых в последнее время резко возросло. У самих уральцев отношение к музею очень снисходительное. Мол, что там в одной комнатке можно выставить…
Но Пушкин навечно прописался в Уральске. Его имя носит гуманитарный институт. На площади красуется его памятник, есть сквер. А самое главное – есть стремление сохранить для потомков память о пребывании в нашем городе гения русской поэзии. В октябре проходили салонные Пушкинские вечера. Девицы и кавалеры, как и 174 года назад, читают стихи, восхищаются творениями великого Пушкина и танцуют.