Ум не только в знании, но и в умении - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ум не только в знании, но и в умении

Ум не только в знании, но и в умении

Казахстан занял 29-е место среди 130 стран в Глобальном индексе развития человеческого капитала за 2017 год, входящем в Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

  • 24 Октября 2017
  • 2788
Фото - Caravan.kz

Согласно отчету, человеческий капитал – это люди, обладающие знаниями и навыками, которые позволяют создавать ценность в глобальной экономической системе. Развитие работников и раскрытие их потенциала является одним из важнейших факторов для долгосрочного развития государства.

Каждой стране выставлялись оценки по шкале от 0 (худший) до 100 (лучший) баллов по четырем тематическим измерениям и пяти разным возрастным группам. Индекс призван обеспечить целостную оценку человеческого капитала страны – как текущую, так и ожидаемую.

Лидеры в данном индексе – страны с высоким уровнем дохода и образования населения: Норвегия, Финляндия, Швейцария, США, Дания, Германия, Новая Зеландия, Швеция, Словения и Австрия. Каждая из них получила более 73 баллов из 100 возможных. Последние места заняли такие страны, как Пакистан, Мали, Эфиопия, Сенегал, Мавритания и Йемен. Они заработали менее 47 баллов. Где прогрессирует, а где "деградирует" Казахстан в глобальном рейтинге конкурентоспособности

На таком фоне показатель Казахстана высок. Наша страна получила 69,78 балла, вплотную подобравшись к показателю в 70 баллов. Именно этот порог определен как переходный между развитой в отношении человеческого капитала страной и остальными. Страна с показателем 60–70 баллов считается среднеразвитой, ниже 60 баллов – ниже среднего уровня развития. В среднем мир сумел использовать пока лишь 62 процента всего человеческого капитала.

Вместе с Казахстаном в группе “Выше среднего” собрались Франция (69,94 балла), Южная Корея (69,88), Латвия (69,85), Люксембург и Польша (69,61), Болгария (68,49), Малайзия (68,29), Китай (67,72) и Италия (67,23).

Из стран-соседей более высокий рейтинг показали Россия (16-е место), Украина (24-е место). Киргизия заняла 46-е, Армения – 49-е, Таджикистан – 57-е место.

Авторы отчета отмечают, что есть четкая взаимосвязь между индексом развития человеческого капитала и развитием экономики: страны с более высоким национальным доходом и большим ВВП на душу населения получают в среднем больше баллов индекса.

Однако присутствуют и существенные различия в наполнении самого индекса. В отчете собраны 46 государств, имеющих валовой национальный доход (ВНД) более 12 тысяч долларов на душу населения. 23 из них получили более 70 баллов. Еще 20 сумели перешагнуть порог в 60 баллов в основном за счет экономики.

На их фоне выделяется Россия: у нее валовой доход ниже, чем у лидеров, но она сумела войти в число лидеров за счет сильной системы образования и быстрой адаптации ее к новым условиям.

“Однако эти успехи не соответствуют текущему качеству подготовки кадров или работы в подиндексе “Ноу-хау”. Это указывает на необходимость предпринимать в будущем усилия для развития трудовых ресурсов и подготовки населения к четвертой промышленной революции”, – указывается в отчете.

Все это можно отнести также к Казахстану и Украине, так как структура индекса наших стран принципиально не отличается. Есть четкое различие только по одному пункту: способность к нововведениям.

Таким образом, даже присутствие в списке “Большой двадцатки” или большого национального богатства еще не показатель хорошего использования человеческого капитала. Но и у развивающихся стран есть неплохой потенциал для развития.

Сильной стороной развития человеческого капитала в Казахстане является система образования: все возрастные группы населения грамотны, практически 100 процентов населения получили среднее образование. Благодаря этому страна заняла 2-е место в подиндексе “Грамотность”. Хорошие показатели – в применении знаний на производстве (17-е место).

Такие показатели, как “Доля занятых с высшим образованием” (38-е место), “Доля занятых со средним образованием” (103-е), “Экономическая сложность производства” (73-е), говорят, что стране есть куда стремиться.

Результаты индекса указывают, что промышленные державы используют две основные стратегии развития. Большая часть развивающихся стран пытается создать экономические ценности, опираясь на дешевую и, главное, многочисленную рабочую силу. Однако технологические изменения, которые последуют после завершения четвертой промышленной революции, могут спровоцировать излом такой стратегии.

Другую стратегию используют страны с развитой экономикой. Они стремятся создавать экономические ценности на основе высокоспециализированных ноу-хау. Но эти страны обладают меньшим и более старым населением. Поэтому секторы экономики, стимулирующие эти тренды, рискуют остаться без притока трудовых ресурсов. Конкуренция все сильнее!

Примером для Казахстана в этом отношении могли бы стать Швейцария и Южная Корея. Обе эти небольшие страны заняли свои ниши в глобальной экономике в основном за счет активного внедрения знаний в экономику. Большинство их населения работает на сложно структурированных предприятиях, основанных на экспертных знаниях и опыте.

Другие наши соседи пока живут в основном за счет наследия некогда сильного Советского Союза, считают эксперты Всемирного экономического форума. Так, Киргизия и Таджикистан заняли свои нынешние места в основном благодаря тотальной грамотности “более старого населения, обучавшегося в государственной школьной системе”. При этом они получили баллы ниже ожидаемого по оценке качества рабочей силы и способности его к использованию знаний и навыков в производственных условиях.

Судя по результатам исследования, эти страны склоняются к модели развития, уже реализованной большинством стран Африки, Южной Азии и Латинской Америки. Эти экономики имеют возможности для создания рабочих мест, но в сером секторе экономики и с низким уровнем знаний.

На глобальном уровне только в двух регионах – в Северной Америке и Западной Европе – сумели преодолеть порог в 70 баллов человеческого капитала. Восточная Европа и Средняя Азия, Восточная Азия и Тихий океан, Латинская Америка и Карибское море преодолели порог в 60 баллов. Остальные страны не достигли этого результата.

Алматы