Не так давно в южной столице были замечены желтые “коробочки”, напоминающие скворечники, стоящие вдоль дорог на стойках. При приближении автомобилей на любой скорости из “скворечника” вылетали “птички” – две фотовспышки. Озадаченный водитель автоматически сбрасывал скорость. Потом делился впечатлениями с друзьями – ну надо же, попался!
Скоростемеры (так правильно называются желтые “скворечники”), или фоторадары, установленные в Алматы и Астане, – английского производства. Свою службу подобные устройства успешно несут на дорогах Великобритании и Соединенных Штатов. И вот уже 16 таких желтых «коробочек” ловят нарушитей скоростного режима в Астане, еще 4 установлены недавно и в южной столице.
До этого с любителями полихачить боролись с помощью видеофиксаторов. В семи наиболее скоростных местах Алматы были установлены приборы российского производства, снимающие на видео собственно нарушителей и их соседей по автомобильному потоку.
“Отмазаться” почти невозможно: видеокамера способна показать весь “путь” мчащегося авто, безошибочно выделить его из потока, дать увеличенное изображение госномера, назвать дату, время и направление движения. Тем не менее спорщики находятся, пытаются доказать через суд, что “засекли” не их машину. Ведь зачастую это вопрос крупного штрафа и даже лишения водительских прав. Но в деле “человек против видеофиксатора” не выиграл пока ни один водитель.
10 раз – не предел
Время показало, что установление на дороге видеорадара – весьма действенная мера.
В местах их установки скорость теперь превышают только приезжие. Если раньше одна камера фиксировала в среднем до 3000 нарушений скоростного режима в сутки, то сейчас от 215 до 300.
Главное преимущество видеофиксаторов честно подчеркивает руководитель дорожной полиции страны О.Тусумов: “Это мера упреждения коррупции, потому что камере все равно – крутой джип едет или “запорожец”, министр в машине или простой крестьянин. Нарушение есть – он фиксирует”. Этакий неподкупный “видеополицейский” получается. МВД обещает, что системы видеофиксации нарушений вслед за Астаной Алматы и Карагандой, вскоре появятся в Усть-Каменогорске, Актобе и Атырау.
Улыбочку!
Фоторадар работает по-другому. За 30 метров до прибора в асфальт вмонтированы датчики скорости. Если машина двигается по ним со скоростью чуть больше разрешенной, но меньше того предела, после которого уже налагается штраф, – вспышки предупредят водителя, что он на грани нарушения.
Если предел превышен, камера делает три снимка: госномер, общий план машины и – внимание! – крупный портрет водителя, как на паспорте.
Сказать “Не знаю, кто там вел мой автомобиль” будет невозможно. Набор фотографий и протокол о нарушении ПДД придет в красивом конверте на дом владельцу с просьбой явиться в отдел дорожной полиции.
Отказаться от приглашения опять же невозможно – если наложенный штраф не будет оплачен в течение 10 дней, дело передается в суд. И тогда уже жди “весточки” оттуда. Если превышение скорости было значительным, в дорожную полицию уже идти не надо, сразу в суд.
Кстати, норму ответственности именно владельца машины совсем скоро введут в Административный кодекс. Это коснется в первую очередь тех, кто продает машины “по доверенности”, – отвечать за действия нового владельца продавцу будет не с руки.
Муляж в законе
Системы фиксации нарушений правил дорожного движения имеют один общий недостаток в любой стране – водители к ним привыкают. По статистике, через два года после их установки аппаратура зря “мотает” электричество: на этих участках уже никто не нарушает. Оно и замечательно! Для этого, собственно, их и ставили.
Но чтобы опутать системой видеонаблюдения весь город – маловато средств в бюджете, поэтому изобретательными полицейскими (даже не нашими!) придумано дешевое и эффективное средство экономии – имитатор.
Вслед за муляжами патрульных машин, призванных дисциплинировать водителей, на улицах казахстанских городов скоро появятся и “ненастоящие видеофоторадары”. Что удивительно: МВД недавно честно об этом заявило, а ведь и скрыть могли!
Но расслабляться желающим лихачить не придется. Периодически муляжи будут менять местами с настоящими фиксаторами, ко всем точкам установки будет подведено электропитание. Так что сегодня это муляж, а завтра – камера. Где сегодня стояла “фанера” бездушная, завтра будет уже “всевидящее око”. Не расслабишься!
Между тем “карты” установки радаров уже гуляют по Интернету, и средства борьбы с ними активно обсуждаются любителями погонять с ветерком. Одни попросту угрожают сбивать желтые «коробочки» камнями, благо установлены они низко. Другие кулибины советуют обработать передний госномер лаком для волос – будет бликовать, и на фото ничего не разберешь. Еще раньше народ развешивал на салонное зеркало CD-диски – они тоже бликуют.
А вот водители со стажем приводят свое средство “борьбы” с видеофоторадарами: вывешивают фотографии жутких аварий, в которых гибнут в основном молодые люди со стажем до 3 лет. С припиской: лучшее средство победить радар – не превышать скорость.
Алексей МОТОРНЫЙ, Тахир САСЫКОВ (фото)
* * *
Для сведения
Где установлены новые фоторадары:
1. На ул. Шаляпина, между ул. Яссауи и Ауэзова (пос.Калкаман).
2. На пр. Рыскулова, между ул. Жансугурова и Розовой.
3. На пр. Рыскулова, между пр. Райымбека и Ахрименко.
4. На пр. Райымбека, между ул. Утеген батыра и Саина.
Caravan.kz