Выборы президента на Украине прошли без эксцессов, массовых волнений и попыток пересмотра итогов голосования. Согласно данным Центральной избирательной комиссии Украины, после обработки более 90 процентов бюллетеней кандидат в президенты страны Владимир Зеленский получил 73 процента голосов. Его соперник, действующий глава государства Петр Порошенко, набрал 24,5 процента голосов избирателей. Эти результаты совпадают с данными экзитпола, которые были объявлены в воскресенье после завершения голосования.
Это яркое событие нашло отголоски во всех регионах постсоветского пространства, и в Казахстане в том числе. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил обратиться к отечественному политологу Султанбеку Султангалиеву, дабы выслушать экспертное мнение о том, как могут измениться казахстанско-украинские отношения после официального вступления Зеленского на пост главы государства. Кроме того, мы поинтересовались у нашего собеседника, стоит ли проводить параллель между выборами в Казахстане и на Украине, которые выпали на один год, а также о том, будет ли полезна нашей стране практика назначения на высокие государственные должности людей творческой сферы.
Султанбек Султангалиев. Фото — Соцсети
— У нашей страны со всеми государствами неизменно дружелюбные отношения — прагматичный принцип многовекторной политики является приоритетным. Даже при том, что отношения между Украиной и нашим геополитическим союзником Россией более чем напряженные, тем не менее данное обстоятельство никак не влияет на характер двустороннего казахстанско-украинского сотрудничества. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно заявлял о желании нашей страны внести свой вклад в нормализацию российско-украинских отношений и в мирное урегулирование конфликта на Донбассе.
— Как, на ваш взгляд, они будут складываться после вступления Зеленского в должность президента?
— Никаких особых изменений не будет: Украина в политическом и экономическом плане устремлена в Европу, мы же ориентированы на Евразийский союз, ОДКБ и ШОС. Свои прежние позиции на внутреннем рынке Казахстана украинские производители потеряли. И уже, по всей видимости, безнадежно: за 2013-2017 годы товарооборот между нашими странами упал на 63 процента. Каких-то совместных экономических проектов также не предвидится.
— Ранее штаб Зеленского отметил, что направление, связанное с контактами с Россией, будет для них приоритетным. Речь шла о выходе из ситуации и завершении войны в ближайшее время. Как вы считаете, сможет ли сыграть определенную роль и как-то поспособствовать решению данного вопроса наша страна?
— То, что сейчас заявляет команда Зеленского, не есть еще реальность, это всего лишь непосредственный отголосок избирательной кампании. То есть нет никаких оснований верить, что предвыборные обещания смогут быть реализованы. Безусловно, отношения с Россией для Киева так или иначе все равно будут весьма важными даже в силу уже имеющихся противоречий. Как уже отмечалось выше, Казахстан предлагал свои услуги в качестве миротворца по решению конфликта на Донбассе, однако они оказались невостребованными в силу геополитических обстоятельств. Сильно сомневаюсь, что Украина способна вести самостоятельный внешнеполитический курс, это государство сейчас является не более чем инструментом в противостоянии между Российской Федерацией и Западом.
— Вышло так, что президентские выборы в Казахстане и на Украине совпали годами проведения…
— Никаких параллелей между двумя политическими событиями нет, за исключением разве что года проведения, ситуация совершенно разная. Единственно, что возможно, — какие-то политтехнологические приемы из украинского опыта, который, несомненно, изучался, могут быть использованы на президентских выборах у нас. Но это, как говорится, всего лишь дело техники.
Выборы на Украине вызвали большой интерес у политизированной части казахстанского общества, что, впрочем, давно стало традицией: избирательные кампании в других странах привлекают повышенное внимание казахстанской аудитории.