Раз воровать, так на миллионы!
По счастью, казахстанской армии пока не довелось участвовать в сражениях – республика живет мирной жизнью. “Боевая” летопись оборонного ведомства пока включает в себя другие “подвиги”: масштабные хищения и регулярно вскрываемые недостачи горючего.
Так, по результатам комплексных проверок, проведенных в Министерстве обороны в 2006 и 2007 годах, были выявлены факты хищения денежных средств за счет искажений данных электронного варианта списков перечислений на карт-счета заработной платы и денежного довольствия. До того, в 2005–2006 годах, ревизоры Счетного комитета нашли в военном ведомстве финансовые нарушения на сумму 1,4 миллиарда тенге.
Под занавес прошлого года чекисты поймали своих армейских коллег – военных разведчиков на хищении 142 миллионов тенге. При этом при попытке откупиться от сотрудников органов безопасности был задержан с поличным бывший начальник подразделения Главного разведуправления Минобороны.
В том же 2007 году в рядах регионального командования “Юг” было вскрыто хищение горюче-смазочных материалов на сумму
18 миллионов тенге. Два года назад сотрудники военно-следственного департамента уличили бухгалтеров Военного института Сил воздушной обороны в том, что те присвоили около 10 миллионов тенге государственных денег.
“Виртуальные” бойцы и реальные ведомости
Примечательно, что еще восемь лет назад комитет финконтроля указывал на то, что в частях и подразделениях Вооруженных сил невесть откуда берутся новые “виртуальные” бойцы, которых никто не видит на построении, на бумаге “возводятся” дома, для которых еще не возвели фундаменты.
Так, по словам тогдашнего начальника комитета финконтроля, в Минобороны подписали документы о полном выполнении работ по строительству двух жилых домов, в то время как на самом деле у “построенных” домов не было даже фундаментов. В Алматы 24 военнослужащих на командировочные расходы и в качестве жалованья получили 2 миллиона тенге. Единственная странность – ни один из проходящих по ведомости военнослужащих не состоял на денежном довольствии.
Это только малая толика свершений бойцов тыла казахстанской армии. Вопрос в том, почему никто не останавливает эти “подвиги”? На этой неделе наша редакция получила копию любопытного документа, который позволяет если не ответить на этот вопрос, то хотя бы сделать некоторые предположения.
Военная хитрость – пошли дело подальше?
Этот документ – приговор военного суда Акмолинского гарнизона, вынесенный группе офицеров финансовой службы. Он начинается с описания того факта, что “группой не установленных следствием лиц изготовлены фиктивные решение и исполнительный лист военного суда Акмолинского гарнизона от 7 декабря 2001 года о взыскании с Министерства обороны Республики Казахстан денег в сумме 37 300 000 тенге в пользу ТОО “S.I.V. LTD”.
Далее фиктивные документы начали жить собственной жизнью и завертели машину делопроизводства в соответствии с законами бюрократии. Каким-то волшебным образом исполнительный лист и решение материализовались у администратора судов Астаны. Уже оттуда в столичное казначейство уходит инкассовое распоряжение об изъятии 37 миллионов 300 тысяч тенге со счетов Министерства обороны.
Казначейство отписывает начальнику департамента экономики и финансов Министерства обороны Талгату Чокпарову бумагу о том, что за военным ведомством числится задолженность на указанную сумму. Тот в свою очередь возлагает исполнение поручения казначейства на начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Калижана Башаева и начальника управления исполнения бюджета Эрнеста Токмурзина. Калижан Башаев в свою очередь перекладывает исполнение поручений на капитана Елену Тараненко – начальника отдела централизованных платежей.
“Халатность” ценой в 37 000 000 тенге
Дальнейшее развитие сюжета предугадать несложно – 37 миллионов “с хвостиком” в 300 тысяч были выданы некоей Цолоевой Марем Ахметовне и исчезли в неизвестном направлении вместе с вышеуказанной гражданкой.
С тех пор гражданка Цолоева никаких известий о себе в правоохранительные органы не подавала, что неудивительно. Удивительно другое – как военные финансисты, не моргнув глазом, выдали невесть откуда взявшейся организации казенные миллионы?
Такое же недоумение выразил и суд. Почти в одинаковых выражениях он вменял каждому из перечисленных офицеров департамента экономики и финансов в вину, что тот, “проявляя халатное отношение к службе, со своей стороны лично не принял каких-либо мер к проверке наличия кредиторской задолженности Министерства обороны перед ТОО “S.I.V. LTD” на сумму 37 300 000 тенге”. Другими словами, военные финансисты дружно забыли проверить всего лишь один “незначительный” факт – а действительно ли оборонное ведомство задолжало ТОО столь крупную сумму? Странная забывчивость, не так ли? Тем более для опытных финансистов. Исходя из текста приговора, ведущий специалист отдела централизованных платежей Аманжолова все-таки пыталась обратить внимание своего начальника Башаева на то, что Министерство обороны ничего ТОО “S.I.V. LTD” не должно. Но и это не освежило память подполковника.
Важно также отметить, что такое “проворство” в исполнении судебных постановлений Министерству обороны обычно не свойственно. Например, наше издание неоднократно писало об офицерах запаса, которые годами (!) не могут получить по решению суда положенные им от Министерства обороны квартиры.
За что дают звезды на погоны?
Любопытно, что военный суд Акмолинского гарнизона признал Чокпарова, Башаева, Токмурзина и Тараненко виновными в преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 381 Уголовного кодекса (халатность), приговорил их к различным срокам наказания, а затем сразу же… освободил от отбытия в связи с амнистией и постановил взыскать с указанных офицеров все 37 миллионов 300 тысяч тенге. Причем почти все эти сотрудники департамента экономики и финансов, по имеющейся информации… вернулись на службу! Более того – подполковник Башаев стал полковником и сегодня служит заместителем начальника Главной финансовой инспекции Министерства обороны (по халатности “проворонил” хищение 37 миллионов? Назначить ревизором!). Правда, по нашей информации, полковник Башаев все-таки решил оставить тяготы и лишения военной службы и ныне увольняется из рядов Вооруженных сил.
Елена Тараненко получила звание майора и служит в Главной финансовой инспекции. Продолжает служить отечеству и подполковник Токмурзин. Насколько известно, никто из “героев” этого уголовного дела ни тиына в казну государства так и не перечислил.
И это при том, что часть 2 статьи 381 говорит о деяниях, повлекших тяжкие последствия. Но по закону “Об амнистии в связи с десятилетием независимости Республики Казахстан” военнослужащие, совершившие воинские преступления, освобождаются от наказания вне зависимости от тяжести деяния. Какой бы урон родине служивый не нанес – страна ему все простит. Видимо, тут государство ставит защитников отечества в один ряд с инвалидами, пенсионерами и беременными женщинами.
“Войну” выигрывают казнокрады?
К слову, для того чтобы к подсудимому применили амнистию, он должен раскаяться и признать свою вину. А, значит, за финансовое обеспечение Министерства обороны продолжают отвечать офицеры, которые сами заявили, что допустили преступную халатность.
Кстати, по нашим данным, кто-то “забыл” внести фамилии бравых офицеров-финансистов в списки Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре. (Сейчас наше издание проверяет это сообщение.) А департамент кадров как-то просмотрел, что в Министерстве обороны служат офицеры, амнистированные по делу о хищении.
Видимо, опять кто-то где-то в Министерстве обороны недоглядел или забыл. Что ж, у них это бывает. К вопросу о том, почему никак не получается остановить волну “финансовых нарушений” в Вооруженных силах, можно констатировать, что армия республики проигрывает пока самую тяжелую в своей истории войну – войну с казнокрадами.
И кто будет бороться с хищениями на местах, если в центральном аппарате Министерства обороны заведены такие порядки, при которых ответственные посты занимают лица, признанные виновными по уголовным статьям и освобожденные от уголовной ответственности по амнистии?
Филипп ПРОКУДИН