Попеняли слегка и монополистам, не укладывающимся в нормы “некоммерческих потерь”. Впрочем, руководство агентства с пониманием относится к их проблемам. Изношенность и технологическая отсталость производства, недостаток инвестиционных ресурсов на модернизацию, неразвитость механизма финансирования, неэффективный менеджмент – привычный перечень всех язв и болячек. Универсальный рецепт от правительства – энергосбережение!
Минэнерго предлагает ввести новые счетчики и новый тариф, учитывающий снижение потребления электроэнергии ночью и его повышение в часы пик. Однако согласятся ли с этим сами энергетики, привыкшие все списывать на “некоммерческие потери”? Ведь их уровень в электрических сетях достигает 20 процентов, а в тепловых сетях – 30 процентов, и это помимо высокого уровня нормативных потерь.
К примеру, в сетях “Алматы Пауэр Консолидейтед” стоимость сверхнормативных потерь превышает 800 миллионов тенге при годовом доходе в 7,5 миллиарда. На карагандинском предприятии “Караганда Жарык” этот показатель превысил 500 миллионов тенге при годовом доходе в 2,9 миллиарда.
Позже в комментариях журналистам Нурлан Алдабергенов обмолвился: “Это те деньги, которые мы с вами заплатили, но они были потеряны… вследствие несвоевременного ремонта, изношенности, хищения”.
Разумеется, что при таком подходе к делу ставить вопрос о повышении тарифов, мягко говоря, неуместно. Именно поэтому Премьер заявил, что правительство накладывает мораторий на рассмотрение заявок о повышении тарифов, поступающих в АРЕМ от монополистов. Как минимум, до первого апреля тарифы “замерзнут”. Но потом…
Али САЛБИЕВ