Стройка с самого начала наделала много шума. Оно и понятно: на главной площади крупнейшего города страны, на одной из его важнейших транспортных артерий вдруг начали что-то возводить. И уж тем более горожан стало раздражать, когда наряду с заборами и трещинами в асфальте глаза всем стал мозолить котлован на том месте, где недавно ездили машины.
Строительная компания, взявшаяся за этот проект, рисовала радужные картины – дескать, через некоторое время в Алматы появится подземный торговый центр “Алмалы” в пять уровней, превосходящий по размерам даже московский “Охотный ряд”. С наступлением кризиса 2008 года вдруг выяснилось, что денег на продолжение строительства у компании-застройщика “Базис-А” нет, и котлован стал обычной уродливой ямой, но столь большой, что ее было видно даже из космоса.
Возник вопрос: что с ней делать? Варианты были разные – просто засыпать, сделать подземный паркинг… В конце концов решили-таки строить торговый центр, пусть и гораздо скромнее.
Журналисты “Каравана” стали первыми представителями СМИ, которые спустились в “подполье”. Сейчас там идет отделка торговых точек, которые располагаются на двух этажах – первом и минус первом. Под стоянку отведут три уровня. Супермаркета там не будет, зато планируют обустроить шестизальный кинотеатр с дорогим цифровым оборудованием, официально он будет носить имя российского режиссера с казахскими корнями Тимура Бекмамбетова.
Машина на голову не свалится?
Естественно, возникает главный вопрос: насколько безопасна вся эта роскошь? Многие горожане помнят, как асфальт на площади изрезали уродливые трещины, появившиеся еще в начале строительства. “А вдруг мне машина свалится на голову, когда я буду в кино сидеть?” – делился опасениями один “оптимист” в нашем разговоре.
Как убеждают представители компании-инвестора, машина не сможет свалиться на голову хотя бы потому, что торговый центр не располагается под проезжей частью. Под ней находятся только переходы, по которым можно будет попасть в “Алмалы”.
По словам инспекторов государственного коммунального предприятия “СейсмоСтройЗащита”, которое наблюдало за ходом строительства, серьезных нарушений выявлено не было. Что, вероятно, не очень убеждает пессимистов. Во-первых, многие помнят, как хорошую мину делал “Базис-А”, убеждая, что все идет по плану, даже когда “затрещал” асфальт. Во-вторых, подземные сооружения для нас в диковинку.
Однако практика такого строительства распространена в мире. В Японии подземные улицы существуют практически во всех крупных городах страны. А в канадском Торонто функционирует 28-километровый комплекс PATH. Люди там могут буквально жить и работать, не поднимаясь на поверхность. Впрочем, южной столице с ее сложной сейсмоситуацией такое развитое “подполье” в ближайшее время явно не грозит. Один торговый центр качественно достроили бы…