Это подтверждает и обсуждение уйгурского вопроса на встречах руководителей государств Центральной Азии и Китая, обсуждался он и во время саммита «шанхайской пятерки» в Душанбе.
Подписанная декларация о совместном противостоянии терроризму, религиозному экстремизму и национальному сепаратизму, позволила многим заинтересованным странам объявить террористическими организациями неугодные им общественно-политические движения. Подобное решение принял и Пекин по отношению к уйгурским борцам за независимость своей республики, назвав их террористами, исламскими экстремистами, преследуя цель подавить их движение и укрепить свое господство в СУАР.
Насколько серьезно движение уйгуров в странах Центральной Азии? Прежде чем отвечать на этот вопрос, нужно ознакомиться с положением представителей уйгурской национальности в Казахстане и Китае. Ни для кого не секрет, что местом компактного проживания уйгуров является СУАР.
Так, общее население данного района составило на конец 2000 года 19 млн. человек (по сравнению с 17 млн — 5 лет назад), национальный состав выглядит следующим образом:
— уйгуры — более 8 млн человек;
— ханьсу — более 6 млн;
— казахи — 1 млн 800 тысяч;
— дунгане — 400 тысяч;
— кыргызы — около 200 тысяч;
— монголы — 160 тысяч.
Всего на территории района проживает 53 национальности.
При этом в СУАР наблюдается активизация деятельности религиозных организаций, которые имеют большой авторитет среди местного населения. Так, по данным, Института религии КНР, которые были получены во время переписи населения, путем включения соответствующего вопроса в переписную анкету, количество верующих составило 11 млн. человек (58%) — это самый высокий процент по Китаю, в котором общее количество верующих 100 млн человек (из них 20 млн. верят в ислам, это уйгуры, казахи, узбеки, кыргызы, дунгане, таджики и др. ). Но не это является главным фактором в настороженном отношении к уйгурам со стороны государственных структур как КНР, так и Казахстана.
Китай уже длительное время проводит агрессивную политику ассимиляции СУАР. Манипулируя контролем над рождаемостью и миграцией народов, властям за пятьдесят лет удалось снизить количество этнических уйгуров в СУАР с 75 до 44 процентов. За подобными действиями просматривается стремление официального Пекина сделать из коренного населения Верхнего Туркестана не большинство, а национальное меньшинство. Явная активизация политики официального Пекина на форсирование «китаизации» Синьцзяна ставит на грань выживания весь уйгурский этнос, проживающий в этом районе и в этом процессе, в полнее вероятно будут использованы силовые методы решения проблемы.
Дело в том, что уйгуры являются многочисленным этносом (общей численностью, в разных оценках, от 16 до 25 миллионов человек) лишенным собственной государственности, но постоянно стремящимся к ее обретению. И если рассматривать историю становления и развития национально-освободительного движения уйгурского народа, то это нужно делать более тщательно, так как в данном случае важно осознавать, что уйгуры давно добиваются независимости, причем карта «уйгурского сепаратизма» уже не раз разыгрывалась не только СССР, но и странами СНГ и КНР.
Тот факт, что даже во время существования СССР уйгурский вопрос становился актуальным на самом высоком уровне, говорит о масштабности проблемы и эффекта от возможного решения уйгурского вопроса в пользу нового территориального образования. Так, в 1940-х годах казахстанское руководство инициировало в ЦК КПСС вопрос о создании Уйгурской автономной области на территории КазССР (3-х районов Алма-Атинской и 2-х — Талды-Курганской областей), пограничных с Китаем, для того чтобы активизировать деятельность национально-освободительного движения в соседнем СУАР. В 1944 г. при непосредственном участии СССР, отстаивавшего свои интересы в этом регионе, была образована Республика Восточный Туркестан, но, просуществовав пять лет, она была упразднена в связи с изменением политической ситуации в советско-китайских отношениях.
В настоящее время сложившаяся политическая ситуация в Центральной Азии играет против уйгуров. Свою политическую деятельность на территории Республики Казахстан уйгурская диаспора начала проводить с 90-х гг. В это время в Казахстане действовало несколько нелегальных или полулегальных уйгурских политических организаций. Самой крупной из них была «УАК» («Уйгурстан Азат Килиш», в русском переводе «Организация Освобождения Уйгурстана».
Члены этой организации называли ее партией. «Организация Освобождения Уйгурстана» была создана в 1994 году. Лидером этой партии был Ашир Вахиди (Ашир Вахидов), известный уйгурский общественно-политический деятель. Он был первым секретарем комсомола Синцзян-Уйгурского автономного района КНР в 50-е гг. В начале «культурной революции» в Китае эмигрировал в СССР. Еще в 1995 году Ашир Вахиди в своем интервью эксперту аналитического центра «Евразия» Валерию Хлюпину оценивал численность своей партии в 7-8 тысяч человек
В январе 1996 года в Алма-Ате на Ашира Вахиди было совершено покушение, и после кончины Ашира Вахиди в 1997 году, его партия перешла в подполье. Газета «Уйгурстан», издаваемая «УАК», закрылась по решению Министерства печати Казахстана. Нелегально вышло еще несколько номеров этой газеты. Официально газета «Уйгурстан» была запрещена казахскими властями в ноябре 1995 года.
На территории Казахстана существует еще одна крупная уйгурская политическая организация. Это «Международный Комитет Освобождения Восточного Туркестана» под предводительством Юсуфбека Мухлиси. Численность членов этой организации — около 2 тысяч человек.
Вскоре, «жесткая позиция» стала облекаться в конкретные формы: в октябре 1995 года Генеральная прокуратура Республики Казахстан официально проверив и установив незаконность деятельности т. н. «Объединенного национального революционного фронта Восточного Туркестана» и «Организации освобождения Уйгурстана» (УАТ) и их центральных органов газет — «Голос Восточного Туркестана» и «Уйгурстан» вынесла предписание: А.Вахиди — лидеру УАТ, «о незамедлительном прекращении деятельности организации и выпуска ее печатного органа», в отношении главы «Восточного Туркестана» Ю.Мухлиси «возбуждено административное производство по статье 188-2 и часть 1 статьи 188-8 Кодекса КазССР об административных правонарушениях с последующей передачей дела на рассмотрение в народный суд (71).
Между тем, национально-освободительная борьба уйгурского народа набирает силу.
Можно предположить, что на территории Казахстана может действовать действует «Исламское движение Восточного Туркестана», которое очень активно на территории КНР и потенциально опасно для Казахстана.
Принимая за внимание выступление с представлением в Сенате парламента Республики Казахстан проекта закона «О борьбе с терроризмом» в то время председатель Комитета национальной безопасности РК Н. Абыкаев заострил внимание на том, что в Казахстане отмечены факты усиления сепаратистских тенденций среди курдской и уйгурской диаспор.
Своим высказыванием руководитель КНБ определил фокусные группы, которые находятся в поле зрения спецорганов Казахстана и к которым будет в соответствии с антитеррористическим законом проявляться особое внимание. При этом в сферу пристального внимания будет браться не только потенциальные участники террористических актов, сепаратистских организаций, но и диаспоры.
В настоящее время существуют несколько позиций в сложившейся данной ситуации. Первая — политика Пекина четко определяет для себя национальные интересы, на основании которых можно с уверенностью сказать, что если появится опасность отделения какого-либо района Китая (например: СУАР), то вряд ли Китай остановится перед силовым решением проблемы во имя сохранения территориального единства страны.
Вторая — уйгуры вряд ли оставят идею по образованию независимого государства. Многие считают, что независимое уйгурское государство должно географически охватывать территории СУАР, Челикского района Алма-Атинской области Казахстана и ряда восточных районов Киргизии. И это не вымысел, эта обговоренная территория государства Уйгурстан, за создание которого, как было решено в 1996 г. на Всемирном уйгурском курултае в Стамбуле, необходимо вести вооруженную борьбу.
Третья — политика государственных органов Казахстана по отношению к уйгурской диаспоре должна проводиться в соответствие с соблюдением прав и свобод человека и равноправия всех наций и народностей, проживающих в республике, и подходы государства и его органов в отношении национальных меньшинств не делая никому исключения. В соответствие с официальной национальной политикой Казахстан должен придерживаться мирного сосуществования представителей разных национальностей. В противном случае «уйгурский» вопрос будет подниматься не раз, и создавать тем самым напряженность в межнациональных отношениях и влиять на внутриполитическую ситуацию в Казахстане.