Редакция Caravan.kz вспомнила, чем Мусин запомнился казахстанцам, и попыталась предсказать, как его назначение отразится на работе национального оператора связи.
Главные высказывания
Багдат Мусин во время работы министром активно общался с казахстанцами и сказал немало интересных вещей, которые привлекли много внимания.
Например, однажды Мусин сказал, что мобильный интернет может закончиться.
«Он исчерпаемый, потому что базовая станция подключает определённое количество мобильных устройств. Если свыше определённого количества мобильные устройства подключаются, то, понятно, связь начинает деградировать. А чтобы вторую базовую станцию установить, нужны значительные инвестиции», – пояснил тогда еще министр.
Поэтому мобильный интернет надо экономить.
«Понятно, что казахстанцы привыкли потреблять 15-20 гигабайт информации. Но давайте экономить. Давайте понимать, что мобильный интернет – он дорогой. Когда домой приходите – надо к Wi-Fi переключаться. Должна быть культура, культура экономии», – добавил Мусин.
В 2017-м, будучи председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, Мусин предложил подумать о создании национальной криптовалюты и службы дронов, а также ввести идентификацию по отпечаткам пальцам вместо ЭЦП.
«Можно сделать по модели ГЧП для того, чтобы любая компания или человек могли по заказу воспользоваться ими. (…) Повсеместное использование биометрии. Замена ЭЦП или одноразовых паролей на биометрию. С учетом того, что закон о биометрии принят, и с 2020 года мы будем все в обязательном порядке "сдавать пальчики", и это, кстати, по моему мнению, очень правильно, нужно сделать так, чтобы ЭЦП и одноразовые пароли вообще убрали из пользования», — добавил он тогда.
Ни одна из идей в итоге не была воплощена, о полной отмене ЭЦП речь в обозримом будущем не идет.
Он пообещал, что к концу 2023 года перебои с интернетом в двух крупнейших городах страны прекратятся.
"Конечно, мы извиняемся перед жителями. Это временное явление. Операторы мобильной связи заверяют, что до конца года исправят ситуацию в столице и Алматы", — сказал министр в октябре 2023 года.
Увы, обещание исполнено не было, воз и ныне там. Возможно, действительно виноваты радиофобы, которых министр обвинил в ходе другого выступления.
«Мы проводили замеры мобильного интернета, 67 локаций нами определено, где реально пропадает связь полностью. Там живут радиофобы, которые боятся установки базовых станций на этих жилых комплексах. В этих 67 ЖК акимат помог, провели разъяснительную работу и 39 ЖК уже убедили, чтобы на крышах их домов установить базовые станции. В пяти уже установлены, в шести идет установка, в остальных заключаются договоры. Мы три месяца проводили и убедили жителей, что базовые станции не несут вреда здоровью детей. Хотя это базовые знания физики 9 класса», — сказал Мусин на совещании по вопросам развития Астаны.
Несмотря на все заявления о проблемах, Багдат Мусин как-то прямо сказал, что лично его все устраивает.
"Меня Интернет устраивает. Я езжу по разным странам, вижу, как там им пользуются. Я считаю, что в Казахстане приемлемый интернет за приемлемую цену. Казахстан по цене за интернет находится на последних позициях", — сказал он.
И, конечно, самое известное заявление Мусина – о том, что в Астане Интернет быстрее, чем в Токио. Эти слова насмешили всех, потому что жалоб на качество и скорость Интернета с каждым годом становится только больше, как и штрафов, накладываемых на операторов связи.
Мусин позже пояснил, что его ответ был основан на нескольких рейтингах, но каких именно, не уточнил. Он также отметил, что даже в европейских столицах интернет-связь может сбоить, и это нормально.
Что говорил Мусин о «Казахтелекоме»
Это заявление достойно особого внимания. Оно было сделано в декабре 2022 года.
Он сказал, что это компания не его и что он решил бы все проблемы АО за один день, если бы была возможность обойтись без бюрократии и необходимости обмениваться письмами. Теперь у него есть возможность воплотить свои слова в жизнь.
Сомнительные предложения
В их числе – перевод страны на новый телефонный код, с +7 на +997. Об этом Мусин сообщил в сентябре 2021 года, но инициатива постепенно была забыта. Причины для ее введения никого не убедили в реальной необходимости этого шага, так что, возможно, поэтому ее и не стали реализовывать.
Другой скандал произошел, когда
Минцифры решило заключить контракт с российским «Сбером» о разработке программного обеспечения для казахстанского электронного правительства. Казахстанцы были шокированы, так как не посчитали «Сбер» достойным доверия в таком деликатном и важном вопросе, как ключевые личные данные целой страны.
В итоге вопрос замяли только через несколько месяцев после начала войны в Украине.
Еще министр предлагал развивать сотрудничество тюркских народов в сфере IT. В частности, для этого Мусин предложил построить Центр современных инновационных технопарков тюркских стран в Туркестане и Технологический дом тюркских государств в Сан-Франциско. Оба проекта, что вполне ожидаемо, реализованы не были.
Фейки и "вбросы"
В начале мая в соцсетях появились сообщения о том, что в отношении Багдата Мусина ведутся сразу несколько уголовных дел, которые якобы давно заведены. Однако в правоохранительных органах информацию не подтвердили.
«Сообщаем, что в настоящее время в производстве Агентства по противодействию коррупции и его территориальных подразделений уголовных дел в отношении бывшего министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Мусина Б.Б. не имеется», — сообщили в Антикоре.
МВД также подтвердило, что экс-министра не подозревают в преступлениях и дела против него не возбуждены.
Что было хорошего
Багдата Мусина объективно есть за что похвалить.
Два его главных достижения сводятся к тому, что он ощутимо улучшил жизнь многих сограждан.
Во-первых, уровень цифровизации в Казахстане очень высок, и электронные сервисы действительно удобны для пользователей. E-gov постоянно получает обновления, причем очень полезные и удобные. Например, из интересных нововведений можно назвать перевод в онлайн военных билетов и медкнижек, а также возможность закрыть себе доступ к азартным играм, которой воспользовались уже тысячи казахстанцев.
Во-вторых, стоит отметить подключение к Интернету отдаленных сел с помощью технологии Starlink. Хотя оно было отложено из-за законодательных вопросов, сейчас все больше казахстанцев и, что очень важно, учебных учреждений получают доступ к Всемирной сети без необходимости ездить на пастбище за 10 километров.
Сюда же можно добавить, что Алматы все же получил улучшенную систему оповещений при землетрясении, которую Мусин пообещал в январе. Как система сработает в случае настоящей необходимости, пока неизвестно, но тестовая проверка прошла вполне успешно.
Чего можно ожидать от Мусина на новом посту
«Казахтелеком» многие вполне заслуженно критикуют за низкий уровень сервиса, косность и неудовлетворительную скорость как работы в целом, так и Интернета в частности, и, конечно – бесконечное подорожание услуг без заметного улучшения по каким-либо показателям.
Следующее повышение цен ожидается 1 июля, и оно будет довольно ощутимым.
Багдат Мусин показал себя, с одной стороны, как вполне эффективный менеджер, но с другой – как человек, который никак не улучшил ситуацию со связью в стране, более того – во время его работы недовольство казахстанцев этими услугами только росло по всем перечисленным ранее пунктам. При этом Мусин неоднократно упоминал, что в Казахстане дешевый интернет, а такие слова от представителя власти обычно предвещают только подорожания.
Упомянем, что справиться с инерцией в такой большой организации, как «Казахтелеком», будет сложно даже председателю правления.
Так что наиболее вероятный на данный момент исход будет выглядеть следующим образом:
- цены продолжат расти и довольно ощутимо для пользователей, так как только на модернизацию технического оснащения понадобятся значительные средства;
- сервис станет лучше, но это произойдет постепенно в течение нескольких лет, и улучшения не будут значительными;
- есть надежда, что сайт «Казахтелекома» наконец станет действительно удобным;
- качество интернета не улучшится, потому что даже после траты денег из первого пункта останется слишком много изношенного или просто устаревшего оборудования, не говоря о человеческом факторе на местах.
В любом случае даже небольшие улучшения будут лучше, чем ничего.