Угнать за 60 секунд - Караван
  • $ 492.14
  • 528.85
+1 °C
Алматы
2024 Год
7 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Угнать за 60 секунд

Угнать за 60 секунд

Каждому алматинскому водителю знакомы “синие жилетки” – парковщики ГКП “Технический центр”. Бравые молодцы стоят сейчас на каждой улице, собирая с граждан по 50 – 100 тенге якобы за оказанные при парковке услуги и охрану автомобиля.

  • 4 Апреля 2008
  • 1155
Фото - Caravan.kz

Но, проводя небольшой эксперимент, мы на личном опыте убедились: угнать машину из-под носа парковщика легче легкого. Так за что мы, собственно, платим?

Вопрос, как говорится, интересный. Просто за место для парковки взимать плату не имеют права – согласно Земельному кодексу улицы являются землей общего пользования. Оправдывая свое существование, руководство государственного коммунального предприятия “Технический центр” уже несколько лет утверждает, что водители не обязаны платить за оказанные услуги, поскольку платные услуги по предупреждению угона автомобиля предприятие оказывает на добровольной основе.

Более того, если автовладелец воспользовался услугами парковщиков, заплатив и получив талон, при угоне или повреждении автомашины ответственность несут работники “Техцентра”.

Но на деле парковщики охранных лицензий не имеют, а значит, и охранять машины они не могут. И услуга “предотвращение угона, разукомплектования и повреждения автомобилей”, за которую вроде бы они берут деньги, – не более чем слова.

Талон “секонд-хенд”

Мы решили проверить, насколько вообще бдительны “синие жилетки” и можно ли у них из-под носа “угнать” автомобиль. Эксперимент был прост: один человек ставит на парковку автомобиль, сразу же платит парковщику, берет талон и уходит. А через полчаса совсем другой человек подходит к автомобилю, открывает машину и уезжает на ней.

Честно говоря, “бдительность” сотрудника “Техцентра” превзошла все наши ожидания.

Для проведения эксперимента мы выбрали парковку в центре города, возле центрального офиса “Алматытелекома”. Приехали мы вдвоем с подругой на чисто женской машине RAV-4. Долго парковались, максимально привлекая к себе внимание “синей жилетки”.

Выйдя из машины, я сразу же решила оплатить услуги сотрудника ГКП “Технический центр” и взять талон. Получив от меня 100 тенге, парковщик заметно смутился, услышав просьбу выдать талон.

– Сейчас быстро сбегаю и принесу, – сказал он. Через три минуты вернулся и вручил помятый клочок бумаги, оборванный снизу.

– А сдача? – вырвалось у меня. – Я же вам 100 тенге дала!

– Ну да, 100… А парковка подорожала, – тут же нашлась “жилетка”.

Уже отойдя от парковки, я проверила талон. Оказывается, я не первая его хозяйка, до меня талон явно побывал в чьих-то руках. А парковщик просто оторвал нижнее поле талона, где указано “Оплачено. Стоимость 50 тенге”.

Вот и первое нарушение законодательства сотрудником ГКП “Технический центр”. Из него вытекает и второе нарушение. Налоговый комитет по городу Алматы разъяснил, что расчеты с владельцами паркующихся машин согласно постановлению акимата Алматы выполняются на основе разовых талонов при применении контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. Естественно, что моя просьба выдать мне еще и фискальный чек повергла работника стоянки в шок. “Какой такой чек, у нас никогда чеков не было, иди, а то и талон не дам”, – вот и весь разговор.

Какой такой машина?

За углом нас уже ждал фотограф и потенциальный “угонщик”. Мы решили не взламывать автомобиль: во-первых, машину жалко, во-вторых, это явное нарушение Уголовного кодекса, а в-третьих, профессиональные угонщики уже давно не пользуются монтировками, а имеют на вооружении множество способов отключения сигнализации. Отдав “угонщику” Михаилу, парню с очень яркой внешностью, ключи и документы на машину (ведь целью эксперимента отнюдь не было нарушение закона и общение с сотрудниками управления дорожной полиции), мы пошли прогуляться по близлежащим магазинам.

В это время Миша пошел на парковку, попросил парковщика убрать машины, загородившие выезд, и спокойно сел в машину. Тот даже не спросил у него документы, не поинтересовался, почему тот садится в чужую машину. Зато, когда Михаил выезжал на моей машине со стоянки, потребовал… заплатить 100 тенге! Через полчаса мы вернулись на парковку. Увидев нас, парковщик попытался скрыться.

– Эй, а где машина? – возмутилась я, стоя перед пустым местом.

– Какой машина? Чей машина? (стилистика разговора сохранена), – занервничал парковщик.

– Как какая машина? Моя машина, RAV-4, серебристая, где? – не унималась я.

– А… Это… парень пришел и уехал, – промямлил он.

– Какой еще парень? Я же 40 минут назад поставила здесь свою машину, заплатила 100 тенге за парковку и взяла талон! Вот талон! А машина где?! – возмущалась я.

– А вон твой машина выезжает, – парковщик указывал на проезжавшую в 20 метрах от нас синюю Toyota RAV-4.

– Да вы что? – я даже опешила. – У нее же даже цвет другой!

В этот момент в наш разговор вклинились стоявшие рядом мужчины. Они явно заинтересовались нашим диалогом. Сначала думали, что мы шутим, но через минуту их лица стали серьезными.

– Срочно вызывайте полицию и заявляйте об угоне, – посоветовали они и тут же сами взялись за телефоны.

Попробуй не заплати!

Мы были очень благодарны за поддержку, и если бы у нас на самом деле угнали машину, такая помощь была бы очень кстати. Но общение с полицией в ходе эксперимента не входило в наши планы. Тем более что факт халатного отношения к предоставлению “услуг” был налицо: в машину может сесть кто угодно и спокойно уехать, а сотрудника “Техцентра” будут волновать только 100 тенге, которые он положит в карман. Ни к какой ответственности его привлечь невозможно, поскольку доказать, что автомашину угнали или повредили именно здесь, имея на руках только талон, где не фиксируются ни номер автомашины, ни время заезда, ни время выезда с парковки, ни местоположение самой парковки, – невозможно.

И тогда возникает тот самый вопрос: а за что мы, собственно, платим некоему предприятию, которое не оказывает никаких услуг, но деньги с горожан взять не забывает. И ведь попробуй не заплати! Каждому, кто по совету руководства государственного коммунального предприятия “Технический центр” отказывается платить, приходится выслушивать и брань, и угрозы. Но автовладельцы говорят, закончиться все может намного плачевнее. Встречались и такие “жилетки”, которые в отместку протыкали шины или царапали кузов автомобиля. Так что дешевле бывает заплатить…

Справка:

На основании постановления акимата Алматы №5/699 от 27 ноября 2003 года ГКП “Технический центр” должно обеспечивать должный порядок в местах кратковременных стоянок автотранспорта с целью предотвращения заторных ситуаций, с оказанием на добровольной основе платных сервисных услуг по предотвращению угона, повреждения, разукомплектования автотранспорта. При этом письменной формой договора при оказании сервисных услуг по предотвращению угона, повреждения, разукомплектования автотранспорта в соответствии с гражданским законодательством является разовый талон, выдаваемый владельцам автотранспорта.

Сотрудники ГКП “Технический центр” должны быть одеты в сигнальные жилеты с эмблемой “Технический центр”, к которым прикрепляются бейджи с фотографией контролера, печатью предприятия, с указанием фамилии, имени, отчества. Даже если у контролера отсутствует спецодежда, по просьбе владельца автомашины он обязан предъявить бейдж.

Мнение юристаПлата за доверчивость

Председатель правления Национальной лиги потребителей Светлана Савченко:

– Национальная лига потребителей уже обращалась в суд, пытаясь доказать, что сбор денег сотрудниками ГКП “Технический центр” с автовладельцев за парковку на улицах незаконен. Вообще все, что связано с общей собственностью – а дороги тоже являются общей собственностью, – содержится за счет налогов, которые платим мы, и с этого не имеют права брать деньги. В итоге обязательную плату за парковку отменили и сделали ее “добровольной” – якобы за оказанные при парковке услуги и охрану автомобиля. Фактически же этой услуги не оказывают. И берут деньги за доверчивость людей.

И даже неизвестно, в чей карман идут эти средства – ведь зачастую парковщики не выдают талонов или подтверждающих документов. И значит, выявить, сколько денег проходит через их руки, практически невозможно.

Кроме того, автовладельцы практически не имеют возможности предъявить “Техцентру” претензии по поводу качества и объема оказанной услуги. В случае повреждения автомобиля на парковке невозможно доказать, что машину ставили в одном состоянии, а забираете в другом. Да, это государственное предприятие, и оно платит какие-то налоги в бюджет, это выгодно для государства. Но, с другой стороны, если государственное предприятие занимается незаконной деятельностью, то где мы тогда живем?

Не докажешь!

Член Независимого автомобильного союза, юрист Сергей Уткин:

– Деятельность “Техцентра” по оказанию охранных услуг вообще не соответствует сфере, в которой могут работать государственные предприятия согласно закону. Официально их “услуги” не являются обязательными, однако на практике заставляют платить всех. К этому произволу еще добавляются дорожные знаки “Платная стоянка”, а ведь у нас нет платных стоянок на землях общего пользования. Получается, государство само намеренно дезинформирует граждан, создавая условия для своеобразного рэкета?

Несмотря на якобы оказываемые “Техцентром” охранные услуги, уверен, это предприятие ни разу не возместило потребителям ущерб за испорченную или угнанную автомашину. Система специально продумана таким образом, чтобы потребитель ничего не мог доказать. Даже злосчастный талончик, как правило, вручается уже при выезде, когда производится оплата. Так что если вы обнаружили повреждение или даже пропажу машины, то ничем этого не докажете.

Анна ПАВЛОВА