Таким образом, по мнению заместителя главы агентства по делам госслужбы, удастся если и не победить, то, как минимум, сократить коррупцию. Эксперты идею в принципе поддерживают, но, как уверен доктор экономических наук Талгат ДОСКЕНОВ, в этой борьбе можно пойти еще дальше – и вместо армии чиновников сформировать мобильные группы экспертов по отраслям экономики.
Мздою прибитые
Только за этот год к ответственности за коррупцию привлечены 1 888 должностных лиц. Из них – 22 руководителя республиканского уровня, 109 – областного, 286 – городского и районного. Как рассказал на презентации новой стратегии борьбы с коррупцией в сенате заместитель председателя агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, установленный ущерб от действий коррупционеров этого года – 48,5 миллиарда тенге. Возмещено, наложен арест и изъято имущества на 32,6 миллиарда тенге.
Всего же за последние 5 лет из Казахстана в результате коррупционных преступлений выведено 70 миллиардов тенге. 47 коррупционеров объявлены в международный розыск, 28 найдены и экстрадированы.
– Хотел подчеркнуть, что перед законом все равны. Неприкасаемых в Казахстане нет, можно так сказать. И по генералитету, громкие уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников, силовиков – это не какие-то акции устрашения, это повседневная работа, целенаправленная, системная со стороны антикоррупционной службы, – заверил Алик Шпекбаев.
При этом на конец года в рейтинге наиболее коррумпированных лидируют: органы внутренних дел, сфера госзакупок, здравоохранение, земельные отношения, образование, сельское хозяйство и строительство.
Бороться с мздоимством в ведомстве предлагают самыми разными способами. Так, говоря об опыте родного ведомства, Алик Шпекбаев отметил просмотр аккаунтов сотрудников в соцсетях и увольнение за фото дорогого алкоголя и крутых авто.
Но одним из самых действенных, по мнению Шпекбаева, могло бы стать решение о поднятии зарплаты чиновникам.
– Если сегодня на 35 процентов сократить чиновников в Казахстане, то с учетом административных расходов можно в 2 раза повысить заработную плату, – заявил Шпекбаев. Сенаторам идея высокопоставленного чиновника, в общем-то, понравилась. Эксперты рассказали, почему в казахстанских нацкомпаниях процветает коррупция
Идите в ЦОН!
С энтузиазмом к ней отнеслись и некоторые эксперты.
– Низкие зарплаты – это вообще основная причина проблем чиновников. Просто невозможно набрать целую армию толковых специалистов на зарплату в 40 тысяч. Тем более что работать на госслужбе действительно надо больше, чем в частном секторе. Кто-то может сказать: они идут за взятками. Но, если посмотреть трезво, должностей, на которых можно что-то поиметь, не так уж и много, большинство госслужащих действительно годами работают за копейки и мечтают о повышении, льготной квартире, каких-то социальных гарантиях для себя и своих детей. Но по факту начальниками становятся единицы, квартиру тоже получить не так-то просто, а соцгарантии оказывают малое влияние на общее благосостояние семьи, – говорит член общественного совета Алматы, соавтор нескольких антикоррупционных стратегий Марат ШИБУТОВ.
При этом, как уверяет эксперт, зарплаты чиновников начинаются с 30–40 тысяч тенге. Если начальная ставка поднимется хотя бы до 60 тысяч, на госслужбу уже можно будет привлечь толковую молодежь.
Что же касается сокращения штатов, то, по мнению Шибутова, массовых увольнений ждать не стоит: из-за низких зарплат некоторые вакансии госслужбы остаются невостребованными годами. Если все их подсчитать, то это и будет примерно 30 процентов от всего госаппарата.
– В обществе сложилась какая-то интересная ситуация: все кричат о том, что чиновники должны работать за прожиточный минимум, едва ли не бесплатно. А потом все удивляются, почему они берут взятки и не хотят работать. Идите – и сами попробуйте неделю-другую где-нибудь в ЦОНе поработать за 40 тысяч тенге! – апеллирует ко всем несогласным с повышением зарплаты госслужащим Марат Шибутов.
Нам бы всех чиновников взять – и отменить!
В то же время, как уверен экономист, член президиума НПП “Атамекен” Талгат ДОСКЕНОВ, повышая зарплаты чиновникам, общество должно повысить и требования.
– У нас есть страхование ответственности предпринимателя. А чем госслужащие лучше бизнесменов? Если какой-то чиновник проволокитит или просто ошибется, а предприниматель в результате этого потеряет прибыль или вовсе разорится? Должна быть гарантия того, что государство возместит ему ущерб. Также это станет для госслужащего определенным стимулом для нормальной работы, – уверен Талгат Доскенов.
Кроме страховки, заявляет экономист, каждый госслужащий должен регулярно доказывать свою эффективность.
– Назначая чиновника на ту или иную службу, перед ним ставят ряд задач и конкретные сроки их исполнения. По окончании срока службы необходимо строго спрашивать по этим задачам. Справился – повышение по службе и финансовые бонусы, не справился – меры взыскания, понижение и так далее, – говорит он.
Именно так к вопросу подходят в Сингапуре, на который у нас регулярно ссылаются.
При этом сам Талгат Доскенов считает, что чиновничий аппарат в стране раздут чрезмерно. Многочисленные служащие, чтобы создать видимость бурной деятельности, регулярно придумывают все новую и новую работу для себя и, как следствие, проблемы для предпринимателей.
– За счет сокращения количества госслужащих необходимо финансировать отраслевые ассоциации, чтобы они создавали правомерный институт старших сеньоров, экспертов по вопросам развития отрасли. Это позволит со временем вырабатывать разные точки зрения на экономическое развитие государства. А уже на заседаниях правительства должно составляться консолидированное мнение по поводу экономической политики, – делится своим видением Талгат Доскенов.
Гранаты у них не той системы
К слову, к похожему выводу о том, что простым сокращением чиновничьего аппарата коррупцию не победить, пришли и сенаторы.
– Мы сокращаем государственный аппарат как будто бы. Но тут же вырастает огромное количество дочерних компаний, РГП, АО при министерствах. И в результате получается, что мы здесь сократили на 35 процентов, а там, наоборот, штат увеличился в разы и плюс с совершенно другим уровнем заработной платы. На бумаге сократили, а на деле расходы увеличились. И этими РГП и АО мало кто занимается. Каждый новый министр, который приходит в ведомство, тоже не хочет в этом разбираться. Никто не хочет быть плохим. Все хотят быть добрыми за счет государственных средств, – посетовала председатель комитета сената по международным делам, обороне и безопасности Дарига НАЗАРБАЕВА.
Как уверена сенатор, чтобы победить коррупцию, надо полностью менять систему госслужбы. Но столь масштабных реформ в профильном ведомстве пока не запланировано.
Астана