Более детальное знакомство с работой показало и другие подобные странности. В итоге все объяснилось просто и комично: работу «скачали» через интернет с российского сайта, сделали автоматическую замену слов «Россия» на «Казахстан», а сделать то же со словом «российское» автор примитивного плагиата, он же соискатель ученой степени, не догадался.
Эта грустная история может быть в своем роде единственная, но в целом она отражает известную тенденцию — снижение уровня экономического образования и экономической науки. И происходит это на всех уровнях.
Три с лишним года назад тогдашний министр экономики Казахстана, выступая на обсуждении пятилетнего плана экономического развития страны до 2005 года, поднял вопрос о необходимости быстрого создания в республике аналитических центров, которые бы занялись отслеживанием тенденций в мировой экономике и их прогнозированием. На тот момент, по мнению министра, таких центров не было. При этом он критиковал отечественную экономическую науку за «запаздывание» в прогнозах, и говорил, что быстро толковых аналитиков не воспитаешь, самому этому процессу еще надо учиться.
Как же идет процесс обучения? По всей видимости, в целом достаточно плохо. Изобилие экономических вузов и факультетов экономики в непрофильных институтах не только не решило проблему, но и усугубило ее.
Очевидно, что вузов слишком много, больше, чем может быть грамотных преподавателей для них. Вспомним, что с момента, когда изучение советской политэкономии, базировавшейся на работах Маркса и Ленина и материалах очередного съезда КПСС, сменило изучение экономической науки, прошло чуть больше десяти лет. Откуда же могло за этот короткий срок взяться столько грамотных специалистов вузовского уровня, чтобы обеспечить качественное образование в десятках и сотнях казахстанских вузов? А практика — многие ли из тех, кто реализовался в рыночных условиях пошел работать в вузы с их мизерной зарплатой?
Проблема с потенциалом нашего высшего образования и экономической науки была явно видна уже несколько лет назад, но непрофессионалам вроде бы не с руки инициировать обсуждение таких вопросов. Наконец, проблема обрела такой масштаб, что о ней стали говорить вслух и публично крупнейшие специалисты. Сначала с критикой системы юридического образования выступил в прессе академик Зиманов. Затем крупнейший казахстанский экономист Арыстан Есентугелов заметил, что в сфере экономического образования дела, на его взгляд, еще хуже. Преподаватели, зачастую, не готовы к новым условиям и требованиям, сохраняется подход к экономической науке как к общественной дисциплине. И такая картина воспроизводится с новым поколением преподавателей, воспитанных старыми экономистами. Что же до развития экономической науки, то там ситуация замкнутого круга — в «работе», то есть среди тем защищаемых диссертаций, в основном маркетинг, малый бизнес, бухгалтерия и аудит. «Очень туманно я представляю наличие научной проблематики в этих вопросах, но кандидатских и докторских диссертаций по ним защищается очень много», заметил г-н Есентугелов.
Один из его коллег так отозвался о многих нынешних дипломах и диссертациях: «плагиат или компиляция чужих наработок» (см. начало статьи!).
— Подготовка экономистов в вузах очень слабая. Одна из причин в том, что науке учат по так называемым «экономиксам», учебникам, которые за рубежом пишут в качестве введения в специальность для не экономистов, а студентов по другим специальностям, которым надо дать общее представление об экономике. Поэтому их обычно пишут в популярной форме, это обеспечивает им известность, и наши их перенимают уже как учебник для студентов-экономистов. В результате типичная ситуация, когда молодой экономист хорошо ориентируется в терминах, и амбиций у него достаточно, но и только то, — так прокомментировал авторитетный эксперт проблему казахстанской экономики.
Компиляция же чужих идей не безобидное дело, ибо она внедряет в сознание экономической научной общественности Казахстана идеи, рожденные для других национальных экономик, порой не подходящие к нашим условиям. То есть, дезориентируют нашу экономическую мысль. Не здесь ли одна из причин того, что все попытки разработать модель экономического развития страны, снижающей зависимость от экспорта сырья, до сих пор не имели большого успеха?