Тяжелый случай. Однако мнение учителей, учеников, родителей и экспертов учебников сильно разнится. Для кого-то учебники выглядят «неудобоваримыми», а для кого-то очень даже ничего.
Естественный отбор
К сожалению естественного выбора у казахстанских учителей нет (остается только отбор). С первого по шестой класс в стране внедрены учебники нового поколения и школам рекомендовано заниматься исключительно по ним. Однако учителя, прекрасно понимая, что школа не армия, что здесь учеба по уставу невозможна, так как речь идет не только получении суммы знаний, но и о формировании личности, ищут как раз те учебники, которые бы соответствовали этой двуединой задаче.
Так «Центр развития педагогики, образования и развития» в Караганде еще в1998 году познакомился с учебниками, разработанными международной Ассоциацией развивающего обучения в Москве. Тогда эту серьезную научную организацию возглавлял ученый Василий Васильевич Давыдов. На основе открытий, сделанных ассоциацией, Российская академия Наук издала учебники. Главной их особенностью была ориентация на развитие у ребенка критического мышления через письмо, через математику, через чтение и изо. То есть эта была стройная система, которая органично вписывалась в учебную деятельность ребенка.
Василий Давыдов еще в 1958 году пришел в класс одной из московских школ и обнаружил, что учебная деятельность в том понимании, в которой она должна быть (учебная деятельность — форма активности мышления) на уроках отсутствует. Тогда он стал работать над тем, как включить в процесс обучения в начальной школе именно учебную деятельность. Сегодня учебники Эльконин — Давыдов известны на всем пространстве СНГ. Однако заниматься по ним в Казахстане официально не разрешено. Неофициально, в качестве дополнительной литературы — пожалуйста.
Карагандинские учителя нашли эти учебники сами. Оценили их. Кстати, американцы тоже проявили интерес к авторам Эльконин-Давыдов. Иностранцев интересовал только один вопрос: что там такого необычного, что дети бросают свои игры и идут учиться? Ничего фантастического: просто обучение построено так, что у детей формируется не только интеллектуальное, творческое, теоретическое мышление, но и ощущение коллектива — так называемая референтная группа. Происходит совмещение воспитания и обучения.
В современной школе эти два процесса разорваны. Воспитанием занимаются учителя дополнительно во внеурочное время с помощью неурочных форм. В общем, говорить о плюсах новых учебников можно бесконечно, однако «Центр развитии творческой педагогики» решил помочь учителям внедрить советские учебники официально, как достойную альтернативу учебникам нового поколения местного производства. Не получилось.
Ольга Ганн, координатор центра по работе с родителями говорит, что они написали кучу писем в Министерство образования и науки РК, туда же для экспертизы переслали 20 учебников. Ответ был потрясающим! Людей обвинили в отсутствии гражданской позиции, в том, что они неверно понимают политику страны и еще бог знает какие грехи были приписаны тем, пожелал говорить о творчестве и о воспитании личности открыто! Самое многое, на что решилось Министерство, так это на разрешение использовать российские учебники (а по сути советские) в качестве дополнительного материала.
«Мы не против учебников нового поколения, хотя отзывы учителей о новой учебной литературе далеко не лестные, но мы хотим, чтобы у учителей был выбор. Чтобы родители могли выбрать себе школу, в которой не просто есть углубленный английский, а принципиально иная система образования: при этом стандарты могут оставаться едиными, — говорят сотрудники центра и добавляют — у нас в Караганде сейчас идет работа над созданием гимназической компоненты учебного плана, потому что гимназия должна отличаться от других школ. Но как и за счет чего она должна отличаться, если учебники — одни для всех!»
Карагандинский центр, ратуя за появление на рынке образовательных услуг альтернативной учебной литературы, проводил семинары для учителей. К ним приезжали авторы всех российских учебников. Они согласились переработать учебники и адаптировать их согласно местному менталитету. У России есть такой опыт сотрудничества с Якутией и Бурятией. Но, как говорят сторонники хороших учебников, наше Министерство хочет так все менять, чтобы на самом деле ничего не менялось. Вроде бы все общество кричит об инициативе снизу! Какая инициатива?! Все что снизу, глохнет и разбивается о монолит Министерства.
И все-таки НПО не теряет надежды. Верят люди, что найдутся те, кому не безразлична судьба детей. Люди надеются на широкое обсуждение этой проблемы, даже свою газету стали выпускать в Караганде. Хотя рассчитывать на активность учителей и родителей учеников не приходиться. Школа давно превратилась в пирамиду страха.
В Караганде больше сотни государственных школ. Одна школа полностью поддержала советские учебники. Но только потому, что у нее есть лаборатория развивающего обучения. Сторонники системы Давыдова считают, что на базе этого учебного заведения можно было бы провести адаптацию учебников. В кулуарах учителя поддерживают это предложение и говорят, что они задыхаются в рамках старой школы даже при наличии новых учебников. Тот, кто попробовал альтернативную литературу, уже не может от нее отказаться.
Информация к размышлению: в России 60 процентов школ работают по традиционной системе образования, 15-20 процентов избрали систему Эльконина-Давыдова. И определенный процент школ работает по системе Зенкова. У учителей есть выбор. У нас нет.
Впереди планеты всей
Немербай Нурахметов, директор алматинского общественного объединения авторов и потребителей школьных учебников «Мектеп» говорит про себя, что он является тем самым человеком, который про учебники знает все. Так вот, по его мнению, наши учебники могут стать образцово-показательными, если над ними чуть-чуть поработать, но в целом и, где-то, они представляют собой мечту учителей, просто последние об этом не догадываются, так как не умеют работать по учебниками нового поколения.
Чего не знают и не умеют учителя? Учителя не знают, что учебники трехуровневые. То есть, в них не все уровни надо изучать сразу и одновременно. Есть задания, которые должны изучать сами дети. Но увы, дети тоже ничего не знают, и им никто ничего не объясняет. Между тем в помощь учителю к каждому учебнику издается целый пакет методической литературы. То ли она не доходит до школ, то ли еще по каким причинам, учителя берут в руки голые учебники, и начинаются проблемы.
Ну а если говорить о качестве новых учебников, то тут Немербай Нурахметович говорит объективно: «По уму, нельзя было вчера написать книги, а уже сегодня отдать их в пользование. Должна была быть стадия внедрения. Авторы, которые написали эти учебники, должны были ходить по регионам и учить методистов на местах, как преподавать по этим учебникам. Теперь, никогда ранее в стране не было такой процедуры, как экспертиза учебников. Мы впервые ее наладили.
Оказывается, нигде в СНГ и в бывшем СССР такого не было. Мы сами нашли специалиста и провели такую экспертизу. Процедура включает в себя 274 критерия по шести параметрам. Теперь, когда встречаются наши авторы учебников и начинают в защиту своих книг выдвигать аргументы, мы ссылаемся на научную базу экспертизы. Указываем им на ошибки по каждому из направлений: содержание, структура, восприятие. И, конечно же: и мы, и они, все прекрасно понимают, что для исправления уже вышедших книг понадобится не один год».
На сегодня Казахстан уже прошел тот этап, когда в стране шел набор авторов учебников. Более того будущих авторов стали учить и готовить писать учебные книги. Первая группа потенциальных авторов была набрана в школах, в среде учителей. Сейчас авторы работают над учебниками для 10-11 классов. И снова возникают определенные сложности: дело в том, что ранее проблемой разработкой учебников никто не занимался. Учебники писались по подобию. Никаких теоретических или методических требований не выставлялось. «Мектеп» взял на себя такую обязанность. Но для получения хорошего конечного продукта нужны система и время. У нас пока нет ни того ни другого. Система вырабатывается, а время поджимает.
Но даже несмотря на эти жесткие условия работы, «Мектеп» старается максимально приблизить будущие учебники к современным требованиям. «Мы говорим авторам, покажите, чем отличаются ваши разработки профильного учебника от непрофильного, как выражены уровни, как они представлены, где основной текст, где дополнительный. Понимаете ли вы сами, что такое восприятие? Знаете ли вы особенности возрастные старшеклассников»?
В настоящее время у Министерства впервые появился полный список учебников и методических пособий для первого-четвертого классов. Раньше в стране было полно учебников, но что они собой представляют в общем списке, никто не знал. Теперь общеизвестно, что к основному букварь есть еще семь букварей.
В настоящее время со стороны президента академии образования поступил заказ на. анализ учебников 6-7 классов. Причем, «шестые» в этом году уже были получены школами (впервые). А «седьмые» панируется внедрить на следующий год. Эксперты говорят, что им предстоит провести экспертизу 63 учебников. По каким параметрам будут штудировать книги? Среди основных: структура содержание, восприятие, иллюстрации, аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения. Шесть параметров, по которым анализируется любой учебник. В результате, уже сейчас можно сказать, что без изменений можно предложить 14 часть учебников. 14 требует незначительных доработок, 14 часть требует серьезных доработок. 14 часть вообще можно выбросить. Но самое печальное во всей этой диагностике то, что «шестой» уже не поправишь, по учебникам для шестого класса уже начали учиться. А вот седьмой еще можно «вытянуть».
…Учебники-то мы вытянем. А как будем вытягивать детей, вопрос, которым Министерство образования и культуры почему-то не занимается.