Сегодня тысячи казахстанцев, потерявших работу, все чаще перестают ждать новых соблазнительных вакансий менеджеров, банковских служащих или риэлторов.
Они готовы попробовать себя на новом поприще, предварительно приобретя профессиональные знания.
И в этом им стало помощником государство.
Недавно Агентство РК по статистике сообщило: на начало лета численность безработных в стране достигла шестьсот двадцать шесть тысяч человек. Причем в органах занятости официально зарегистрировано чуть более ста двух тысяч безработных, остальные просто не обращаются за трудоустройством, ищут работу сами.
Власти решили помогать безработным в этом деле оригинально — дать им в руки пресловутую «удочку». Или стамеску, или портняжные ножницы. В Казахстане, в рамках принятого Правительством по указанию Президента плана «Дорожная карта» открываются краткосрочные бесплатные курсы подготовки и переобучения кадров.
— Пройти переобучение могут высвобождаемые для этого работники предприятий, а также безработные, оралманы и некоторые другие люди, отнесенные к целевым группам, — рассказала мне начальник отдела департамента образования акимата Алматы Вера Цзин. — Краткосрочная подготовка и переподготовка кадров по «Дорожной карте» проводится с мая по декабрь на базе десяти государственных лицеев и трех колледжей города. Обучаться по этой программе могут только алматинцы — ведь на обучение тратятся средства города. Они должны иметь алматинскую прописку и быть зарегистрированы в Центрах занятости. Срок обучения — три месяца. В течение курсовой подготовки и переподготовки обучающимся выплачивается стипендия в сумме семь с половиной тысяч тенге в месяц. По завершении обучения выдается сертификат государственного образца. Кроме того, им оказывается содействие в трудоустройстве.
Караван.kz решила посмотреть, как идет переобучение безработных в алматинских профессиональных учебных заведениях и для этого отправилась в лицей № 5, где готовят операторов наборно-компьютерной техники и переплетчиков.
Коридоры лицея встретили гулкой тишиной. Ни учащихся, ни преподавателей, словом, обучением здесь пока и не пахнет. Директор лицея Жумадильда Базылов, которого мы, наконец, нашли, объяснил нам ситуацию: все в отпуске и на каникулах.
— Мы готовы были организовать такие курсы и летом, но у нас в начале июня оказалось заявление только… одного безработного, присланное из центра занятости. Не могли же мы организовать курсы из-за одного него! Поэтому мы приняли решение, что начнем такие курсы в сентябре, а пока наши преподаватели побывают в отпуске. Тогда, надеемся, и группы удастся собрать. Планируем до конца года переобучить семьдесят — восемьдесят человек. Вообще, надо отметить, интерес тех, кто не может найти работу по специальности к переобучению пока вялый, люди на курсы не идут. И это проблема — не только нашего лицея.
— У нас уже обучаются три труппы, по 15-17 человек, направленных из Центра занятости, — рассказывает директор профессионального лицея при Алматинском колледже новых технологий Давыд Эзау. — В двух из них получат специальность швеи по меховым и кожаным изделиям, еще в одной — автослесаря. Мы могли бы обучать единовременно до 150 человек, но пока людей мало, видимо в жаркую летнюю пору мало кто хочет сидеть в классах… Надеемся, что к осени люди активизируются, начнем набирать новые учебные группы. Однако, мне думается, людей надо больше информировать о возможностях переобучения, потому что профессия скорняка-раскройщика в Алматы чрезвычайно дефицитная, так же, как и швей. Люди могут, переобучившись, сразу найти работу с хорошим заработком.
То, что проблема формирования учебных групп не надуманная, мы убедились в лицее №4, где должны готовить бухгалтеров и автослесарей. Пока набрали только группу автослесарей — пятнадцать человек. Медленно формируется группа бухгалтеров, они, очевидно, начнут обучение не раньше августа…
— Нехватка желающих обучаться — основная проблема, — разводит руками директор лицея Владимир Фоменко. — С деньгами у нас все в порядке, акимат перечислил их полностью на наш счет, можем и обучение проводить, и платить курсантам стипендии. Но людей приходит записываться мало! Мы специально оставили наших преподавателей без отпуска летом (за дополнительную оплату, разумеется), подготовили классы, учебную базу, даже закупили рабочую спецодежду для наших новых учащихся. Так что мы даже тех же автослесарей могли бы обучать в два раза больше! Я думаю, что в плане информирования и организации безработных для учебы в центрах занятости дело пока не приобрело размаха, нет социальной рекламы.
Перечень специальностей, которым предлагают обучиться безработным, не слишком разнообразен: водитель, автослесарь, каменщик, арматурщик, штукатур, повар, столяр, швея. Есть, правда, и достаточно необычные профессии в реестре, например, флорист. Как считает директор профлицея № 8 Айтбек Сарсенгалиев, это настоящая профессия будущего. И сегодня для нее есть простор: на благоустройство городов власти выделяют огромные деньги, повсюду идет ремонт дорог, происходит вокруг новостроек благоустройство огромных территорий, разбиваются парки, клумбы, высаживаются миллионы цветов вдоль дорог.
— Сегодня цветовод — дефицитная профессия, — считает он. — Вакансий множество, и специалист этого профиля легко найдет работу.
Раиса Берметова, которая сейчас учится на цветовода, давно мечтала об этой профессии. Но до кризиса работа офис-менеджера в солидной фирме ее вполне устраивала. Спокойно, денежно, в уютном кабинете с кондиционером — чего еще надо? Но кризис внес свои коррективы: мужа перевели на половинный оклад, а фирма Раисы закрылась вообще. Год без работы, в безуспешных попытках найти место, закончились ничем. А у нее еще сын-школьник, так что деньги очень нужны.
— Эти курсы флористов, надеюсь, станут выходом, — рассказывает Раиса. — Я знаю, что в государственных организациях цветоводы получают мало, а я буду еще и без опыта. Но, надеюсь, что смогу устроиться садовником в богатую семью, владеющую усадьбой, связи-то сохранились.
У Геннадия С. выбор будущей профессии тоже определялся жизненными обстоятельствами. Школьный товарищ — владелец СТО, готов взять его к себе на работу, но поставил другу условие — пусть бывший строитель приобретет автослесарскую специальность и получит диплом.
— Полтора года без работы, — вздыхает Геннадий. — Чего я только ни делал! И на шабашке работал — «кинул» нас всех прораб, денег не заплатил. И на дорожном строительстве поработал — чуть пупок не надорвал. А главное — платят везде ну просто копейки! Двадцать — двадцать две тысячи в месяц, разве можно прожить с семьей на эти деньги, когда у тебя трое детей и жена?
Геннадий надеется, что его новый босс будет платить ему тысяч семьдесят — восемьдесят, он обещал. Да и еще одна хорошая профессия ему точно не помешает. Вся стипендия, которую ему платят, уходит на дорогу и на пару пирожков в обед, но он не жалуется. Живет надеждой.
После объезда и обзвона алматинских профессиональных лицеев, я пришел к выводу: программа переобучения безработных в Алматы еще не приобрела массовый характер, не набрала темп. В одних лицеях работа кипит, например, там, где готовят поваров, дефицит которых в городе сегодня составляет аж около тысячи человек. Или курсы водителей — там группы заполнены до отказа, что и понятно: ведь права все хотят, а чтобы получить их самостоятельно, придется заплатить приличные деньги, а тут — государство платит за все. Но не каждый же мечтает день-деньской жариться у плиты или крутить баранку?
А в других лицеях только раскачиваются, откладывают все до осени, предаваясь пока радостям летней фиесты. Хотя без денег — какая радость? До конца года, по плану акимата, нужно переобучить около трех тысяч человек. Деньги на это выделены.
Если до сентября процесс обучения безработных не активизируется — все планы окажутся под угрозой.
Рисунок с сайта http://uaprom-image.s3.amazonaws.com