Таким мнением с нами поделилась депутат мажилиса парламента РК Ирина СМИРНОВА.
Уже летом законопроект “О статусе педагога” планируют сделать законом.
Как обещают разработчики, учителя и воспитатели наконец-то станут высокооплачиваемыми специалистами: акиматы будут вправе устанавливать размер зарплаты педагога не ниже уровня, соответствующего средней величине по региону.
Тут, конечно, немного смущает наречие “вправе”. Как опасаются общественники, этим “правом” чиновники на местах вполне могут и не воспользоваться, потому как бюджет не резиновый. Если изучать законопроект внимательно, закрадывается смутное сомнение: а будет ли вообще реальный рост зарплат? Как и раньше, все доплаты устанавливаются за какие-то дополнительные заслуги в виде “корочек” о курсах повышения квалификации, ведения занятий и прочее. Причем часть денег педагогам обещают в виде удешевленных счетов за коммуналку или вообще – угля в сельской местности.
– Я вижу гарант достойного статуса учителя в первую очередь в высокой заработной плате. Даже когда говорят о каких-то социальных гарантиях в виде доплат за коммуналку, на еще какие-то нужды, я против. Я, как учитель, распоряжусь так, как нужно мне. Именно так вопрос решили в Финляндии и Южной Корее, на которые мы смотрим в вопросах школьного образования. Высокая заработная плата сама повысит конкуренцию: в профессию будут приходить грамотные люди, а оставаться – лучшие, – говорит мажилисвумен Ирина СМИРНОВА.
Прежде чем сесть в кресло депутата, Ирина Владимировна поработала и простым учителем, и директором школы.
И сейчас возлагает на закон “О статусе педагога” большие надежды. Да, пока министры экономического блока без особого энтузиазма смотрят на перспективу повышения заработных плат учителям и воспитателям, но, уверена Ирина Смирнова, когда законопроект придет в парламент, деньги будут в бюджете найдены.
– Минфин всегда говорит, что денег нет, но там тоже должны понимать, что не будет учителей – не будет и минфина. Потому что их тоже ведь кто-то учит, – говорит она. "В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул
Тем более что нельзя смотреть на такое повышение как на расходы бюджета: сейчас покупательская способность педагога крайне низкая, получив зарплату и оплатив коммуналку с другими обязательными платежами, он уже просто не в состоянии купить деликатесы, дорогую одежду или что-то еще.
Стало быть, хорошая зарплата обширной армии учителей и воспитателей – это залог процветания для бизнесменов, а значит – увеличения налоговых поступлений и, как следствие, доходной части бюджета.
И, как подчеркивает Ирина Смирнова, закон “О статусе педагога” – это лишь первый шаг на пути больших реформ.
– Я думаю, что этот закон, если он будет принят таким, каким его хочет видеть общество и каким поручал Президент, будет иметь мультипликативный эффект. Следом возникнет вопрос о статусе врача. Если будет принята норма о выходе на пенсию по выработке лет, потребуют аналогичных реформ летчики, шахтеры, балерины и так далее, – прогнозирует она.
Впрочем, законы о статусе иных трудовых категорий казахстанцев – это пока достаточно отдаленное будущее: надо сначала с педагогами разобраться. И, помимо бонусов в виде высоких зарплат и повсеместного уважения, учителя получат с законом высокую конкуренцию. И тут может выясниться, что готовы к ней не все. Впрочем, это уже другая история…
АСТАНА