В начале этой весны произошло нечто необычное: минобр наконецто решился на какие-то конкретные действия для того, чтобы повысить заработную плату педагогам и автоматически – статус учителя в обществе.
– Я согласен, что у педагогов зарплата низкая. Мы над этим работаем. Все нововведения, в том числе и финансовые, необходимо обсуждать с педагогами, правительством и мажилисом. Мы надеемся, что сможем поднять зарплату педагогам уже в бюджете 2017 года за счет сокращения количества часов, – заявил с высокой трибуны министр образования и науки РК Ерлан САГАДИЕВ.
До него о низких зарплатах учителей высокопоставленные чиновники тоже говорили, но вот таких обещаний повысить оклад не давали, ссылаясь на мировой кризис и прочие бюджетные факторы.
Да что там – буквально за две недели до громкого заявления министра мажилисвумен Ирина СМИРНОВА делала запрос премьер-министру РК Бакытжану САГИНТАЕВУ, в котором красочно расписала, что должен делать учитель менее чем за 50 тысяч тенге в месяц. Как сообщила нам Ирина Владимировна, ей уже ответили, что пока повысить зарплату учителям нет возможности.
– Но при этом премьер-министр подчеркнул, что в ближайшее время предполагается изменить полностью подход к финансированию и начислению заработной платы учителям, что в итоге дает надежду, – вкратце рассказала нам Ирина Смирнова.
Чем оборачиваются низкие зарплаты, наверное, знают все, но особенно – руководители школ. Бешеная текучка и низкая квалификация учителей – явления, к которым директора и завучи давно привыкли.
Но есть школы, для которых каждое увольнение того или иного учителя – настоящая трагедия, потому как замену найти очень тяжело. В первую очередь речь идет о коррекционных школах-интернатах для детей, как принято выражаться в официальных источниках, “с особыми образовательными потребностями”. Менее политкорректные граждане уже давно растащили диагнозы учеников коррекционных школ на ругательства. Педагоги же предпочитают использовать по отношению к своим подопечным термин “божьи дети”.
– Для того чтобы работать в нашей школе, учитель помимо диплома о высшем педагогическом образовании должен еще иметь и диплом дефектолога. При этом заработная плата у нас практически такая же, как и в обычной школе, предусмотрена лишь доплата в 40 процентов от базового должностного оклада, в среднем это примерно 5–8 тысяч тенге, – рассказывает завуч коррекционной школы-интерната Астаны Татьяна ВОРОНКО.
Специфика коррекционной школы предполагает, что педагог ни на минуту не оставляет учеников без присмотра, поэтому здесь по штатному расписанию предусмотрен еще и помощник учителя. Если кому-то из детей надо в туалет или столовую, его сопровождает помощник, он же остается с классом, когда выйти требуется учителю. То есть отдыхать в течение рабочего дня педагогу некогда. Вот многие и не выдерживают.
– Нам очень нужны какие-то стимулы! Хотя бы возможность получить надбавку за прохождение курсов повышения квалификации на базе АО “НИШ”. У учителей обычных школ предусмотрена такая доплата в зависимости от уровня – до 100 процентов от оклада, – говорит Татьяна Воронко.
Но педагогов коррекционных школ в список тех, кому нужны курсы повышения квалификации с последующим повышением зарплаты, не включили.
Впрочем, как рассказали нам в минобре, теперь и учителям обычных школ добавку к окладу за прохождение курсов отменили.
– Я считаю, это правильный шаг. Зарплаты повышать надо, но не за то, что учитель прошел трехмесячные курсы. Потому что не всегда он после этих курсов начинает лучше работать, – говорит Ирина Смирнова.
Поэтому мажилисвумен очень импонирует позиция министра образования, который решил сделать “дороже” уроки. Ведь такой подход позволит повысить зарплату учителям и коррекционных, и малокомплектных, и переполненных школ одновременно. Лишь бы задумка министра была внедрена в жизнь…