Учитель - никто?! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Учитель - никто?!

Учитель - никто?!

Это когда-то он был первым человеком на деревне (и в городе тоже). А нынче… он унижен и оскорблен. Ученики не считают учителя за человека. Не видят в нем личности и чиновники от образования. Однако, странное дело, на этих маленьких людей взвалены огромные обязанности. Почему так?!

  • 18 Января 2002
  • 2425
Фото - Caravan.kz

Фигаро здесь, Фигаро там
«Вас интересует, что входит в обязанности современного учителя, — нервно переспрашивает педагог со стажем, и прежде чем соглашается ответить на вопрос, требует анонимности разговора.
— В противном случае у вас будут неприятности? — уточняю я.
— Будут.
Это страшно, но учитель говорит правду. Анонимность — не дешевый трюк, а необходимость. Открытые выступления в прессе под своей фамилий не приветствуются администрацией школ, так как неприятности свалятся не только на голову учителю, но и директору. Последуют разборки на всех уровнях, в лучшем случае потребуют увольнения. В худшем «выпишут волчий билет», и учитель уже никогда не сможет работать по профессии ни в одной из школ города. Отсюда и анонимность.
«…Чем только не занимаются сегодня учителя! Они, как тяжелая артиллерия, дежурят на оптовых рынках, около больших магазинов. Зачем? Вылавливают учеников, пропускающих занятия. Это у нас рейды такие проводятся, но кроме учителей «отрабатывать» порядок больше некому. Силами учителей организуются предвыборные компании всех уровней. Ходят по домам, разносят бюллетени, программы кандидатов. Культурные мероприятия в школе и городе тоже лежат на плечах учителей. Сначала они активно распространяют билеты среди учеников, затем обеспечивают явку этих самых учеников на мероприятие. По другому к искусству дети уже не приобщаются, только из-под палки учителей. Ситуация аховая. На концерте должно сидеть 500 человек учащихся. Учитель отвечает головой и своим рабочим местом за наполненность зала.
За чистоту в школе, на пришкольном участке и городской территории отвечают тоже учителя. Они, как заправские дворники должны периодически организовывать субботники. За каждым классом закреплена определенная территория, которую надо содержать в чистоте и порядке. Поэтому каждый вторник и четверг (в весенне-осенний период) у учащихся во главе с их классным руководителем — трудотерапия. Дети не просто метут асфальт, собирают бумажки. Это — нормально. Но вот то, что они чистят арыки, вытаскивают из колодцев дохлых кошек и собирают под заборами женские прокладки, лопатами грузят мусор в машины и наводят порядок на помойках (особенно в частном секторе, где жители погрязли в собственных нечистотах, но предпочитают, чтобы убирали за ними исключительно школьники) — это сверх всякой меры.
Кроме этого учителя обязаны ходить по домам закрепленного за ним микроучастка и осуществлять надзор за учениками, проживающими в этих домах. Хорошо, если дети учатся в школах, близлежащих к дому, так сказать, по месту жительства, тогда у учителя — настоящий «праздник». Информация о них собирается легко и просто. А если нет. Если школьники посещают школы, разбросанные по всему городу, то учитель обязан в свободное от работы время посетить эти школы и взять справки с места их учебы.
А еще учителя являются главными борцами с таким социальным злом как наркотики, курение и алкоголь. В связи с чем, исправно дежурят на дискотеках, проводят классные часы, вызывают родителей в школу и беседуют с ними на «острые» темы. Нередко классным руководителям приходится бывать в милиции, «разводить мосты» в делах своих трудных учеников. При этом все: от родителя до директора школы глубоко убеждены, что учитель обязан «отмазывать» учеников от милиции. Перед кем и когда он брал такие обязательства, непонятно?!
Но самой унизительной ролью учителя является сбор денег на нужды школы. Родители частенько отказываются платить за ремонт крыши, за установку нового забора, за перерасход воды и мыла, за утерянный классный журнал. В таком случае учитель оказывается между двух огней: с одной стороны напирают разъяренные родители, с другой не менее разъяренный директор, который тут же ставит учителю «диагноз»: «профнепригодность», неумение работать с родителями, и чуть что не так, предлагает либо освободить занимаемую должность, либо сдать необходимые суммы из собственного кармана. Это — откровенное издевательство, потому как зарплата у учителя смешная: шесть-десять тысяч тенге в месяц».
Все эти странные обязанности учителей глубоко возмущают педколлективы, но отказаться от них нет никакой возможности. Все они диктуются сверху, а с верхами не спорят. Система! Вертикальный принцип подчинения и исполнения. Никаких горизонталей — сотрудничества, хотя на словах провозглашено немало хорошего. Увы, это только на словах.
Главное, чтобы костюмчик сидел
В одной из государственных школ южной столицы среди учащихся провели необычное анкетирование. Ученики отвечали на вопрос: «Что обязан делать учитель с точки зрения ученика?». Ответы были еще более потрясающими, чем вопрос. Педагоги узнали много нового о своих обязанностях. Например, ученики считают, что учителя должны красиво одеваться, выглядеть пристойно, не оскорблять детей, не выражаться, не унижать их достоинство. Все остальное, касающееся учебного процесса, не очень волнует нынешних школяров. Главное… чтобы костюмчик сидел! Зачем они вообще в школу ходят? Явно не для того, чтобы послушать учителя и перенять от него его знания и умения.
Слово педагогам
Зачем ходят на работу учителя? Этот странный вопрос начинают себе задавать начинающие педагоги уже где-то на третьем-четвертом месяце работы. С ужасом понимают, что деньги они в школе не заработают, детей ничему не научат, воспитания им тоже не дадут (невозможно это все это сделать в условиях современной школы). Да и сами они как личности вряд ли смогут проявить себя в стенах храма знания. Не нужны школе личности. Ей нужны серости и посредственности. И чем скорее ты станешь как все, тем лучше. Может быть, до пенсии доработаешь.Ужас ситуации состоит в том, что идти учителям из школы некуда. В других школах творится то же самое.
Те, кто побойчее, и с характером стараются себя настраивать на идею: не хлебом единым жив человек. Но идея спасает недолго. Ученики смеются над идейными и считают учителей жалкими неудачниками, нищими, слабыми людьми. Со временем учителя тоже начинают верить в это. Они «ломаются» и говорят: «Куда угодно пойду, хоть полы мыть, хоть селедкой торговать, только не в школу!». Каждого учителя в отдельно взятом случае «убивает» в школе что-то свое. Одни не могут смириться с бесправным положением учителя, другие с нищенской зарплатой, третьи с самодурством директора, четвертые с бессмыслицей, происходящей на работе…
Учитель труда: «Ни о каком обучении труду не может быть даже речи. Школьного инвентаря нет. Пилы — без зубов, рубанки сломаны, станки — стоят. Как можно преподавать труд теоретически? Ну, я рассказываю пару «басен» про заводы и фабрики, а мне ученики в лицо смеются, спрашивают: «Зачем вы нам этот бред рассказываете? Неужели вы думаете, что мы пойдем работать на предприятия, которых нет?» В общем, я как клоун, скачу перед ними, предлагаю то лопаты починить, то школьную мебель отреставрировать… при этом гвозди из дому приношу. Я лично от такой работы не получаю никакого удовлетворения, а ученики и подавно. Им такие уроки-шоу даром не нужны. Это не уроки, а маразм какой-то. При этом, что лично я, как учитель, могу изменить? Что зависит от меня? Ничего! С директором на этот счет разговаривать бесполезно. У школы нет денег. Однако установка — вести уроки любой ценой — есть».
Что делать?
Президент Ассоциации русских школ в Казахстане Ольга Сарманова говорит, что надо менять парадигму взаимоотношений администрации с учениками и учителями. Это единственный выход из существующей системы авторитарного режима. За столько лет уничтожения учителей, в школах остались люди, нужные наверху, но совсем ненужные детям. Это очевидно. Редко когда в школу приходят идейные люди, все чаще — временщики, работающие на две ставки или просто подрабатывающие. С другой стороны именно государство сделало так, чтобы настоящий учитель вырождался, за те деньги, которые платят учителю, никто не будет стремиться к большому, светлому и вечному. У учителей нет прав. Хотя, в каждой школе есть уставы, в которых оговорены обязанности учителей, но нет документа, в котором бы оговаривались его права. Отсюда и беспредел в школах: директора увольняют неугодных учителей, берут на работу рекомендованные сверху кадры, «душат» инициативу, идут на поводу у денежных родителей. Ученики могут отказаться от учителя, могут написать на него кляузу, дать против него ложные показания, и никто этих детей не остановит! Учителю негде искать защиты от унижения. Даже когда нарушаются его права, он не в состоянии обратиться в суд и искать помощи там, так как за все придется платить, а ему платить нечем. Запуганный, задавленный, поставленный на колени, ущербный, он никогда не сможет воспитать свободную личность в своем ученике. Именно это и ожидает наше общество в недалеком будущем. К сожалению в государстве нет такой инстанции, которая бы остановила это безобразие и вернула учителю его прежнее высокое звание «первого человека» от которого действительно зависит будущее страны.