Учить по-новому - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Учить по-новому

Учить по-новому

"Главной задачей системы образования является создание необходимых условий для формирования и развития личности детей".

  • 2 Апреля 2007
  • 1638
Фото - Caravan.kz

Закон РК «Об образовании».
Реформа образования, которая проводится в последние годы в республике выявляет все новые и новые проблемы в организации обучения детей всех возрастов.
Распад единой системы дошкольного воспитания, возникновение разнообразных альтернативных программ обучения и типов учреждений не только не избавили нас от уже существующих проблем, но и добавили немало новых.
Тем не менее, их решение — дело не одного дня и даже года. Необходимо не просто восстановить сеть дошкольных заведений, но создать либо адаптировать программы обучения настоящему времени, менталитету людей и особенностям растущей экономики. Особенно важно это сегодня в свете перехода на 12-летнее образование.
Изначально активно занявшиеся на местах решением этих вопросов власти столкнулись с целым рядом проблем.
Во-первых, оказалось, что не так-то легко найти людей в регионах, которые бы занимались разработкой методик обучения дошкольников: после развала союза не было ни денег, ни времени, чтобы заниматься научной работой. Зачастую программы разрабатывались самими преподавателями, а опытом они обменивались на немногочисленных семинарах и курсах повышения квалификации.
В Костанайской области за последние годы ситуация выправилась. Педагоги получили возможность не просто получать новую информацию, знакомиться с новыми методиками, но и обмениваться мнениями на уровне области и даже республики.
Однако вопросы психологической подготовки детей к школе, преемственности дошкольного образования и помощи детям, имеющим различные трудности в развитии, формирования творческих способностей детей — еще ждут своего решения.
Поиск путей формирования личности ребенка в дошкольном возрасте ведется многими отечественными и зарубежными учеными. Накопленные в этой области данные до сих пор нуждаются в дальнейшем изучении.
До сих пор нет единой системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей их психологическим особенностям.
Особого внимания требуют моменты, касающиеся изучения государственного языка. Сегодня немало казусов возникает при столкновении с этими вопросами.
Можно привести один простой пример: работа логопеда. В мире до недавнего времени просто не существовало специалистов этой сферы, которые бы работали на казахском языке.
— Сегодня порядка 30% специалистов, которые работают непосредственно в логопедических кабинетах области, учатся в вузах Караганды и Алматы. В стране больше нет заведений, готовящих такие кадры, — утверждает Станислава Щегельская, главный специалист отдела развития специального, дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования Костанайской области.
Учебников не хватает, а те методички, которые издаются в специализированном центре не доходят до регионов, да и их стоимость не каждому учителю по карману: одна книга, можно даже сказать брошюра, стоимостью порядка 500-600 тенге рассказывает лишь об одном звуке.
Научные труды еще не адаптированы к языку и новоиспеченным логопедам приходится самостоятельно покупать и переводить книги с русского, хотя, как они сами признаются, это сложно, поскольку термины труднопонимаемы либо непереводимы. Да и преподают они в вузах на русском языке.
Во многих районах и городах Костанайской области открыты логопункты. Работают они при учебных заведениях с сентября 2006 года. При создании служб учитывался контингент учащихся, потребность в таких специалистах. Большая часть специалистов работают при школах.
Устранять дефекты речи необходимо до 5 лет. После работа затрудняется. Для того чтобы выправить произношение звуков «р» или «щ» нужно от 3 месяцев до полугода, а с ребенком, у которого общее недоразвитие речи, необходимо заниматься порядка 2 — 2,5 лет.
Подобная ситуация сложилась не только в Костанайской области. Повсеместно логопеды в первую очередь берут детей с наиболее сложными дефектами, остальные ждут своей очереди — это порядка 30-45% от общего количества малышей.
Во-вторых, вдруг (?!) стало очевидно, что очень большая часть молодежи не очень-то и хочет становиться учителями или воспитателями, тем более — ехать потом в село.
Сегодня подготовка кадров в области образования включает в себя как системные представления, так и разрозненные, часто противоречащие друг другу положения, затрудняющие организацию жизни детей в детских учреждениях.
«Изменить существующее положение дел возможно только в том случае, если в процессе преподавания психологии в вузах будет включать в себя прямое обучение студентов практике работы с детьми.
Для этого необходимо соединить психологию как теоретическую дисциплину с практическими аспектами работы с дошкольниками, коренным образом перестроить высшее образование педагогов и психологов на всех этапах образования, отдать в нем приоритеты психологии общения», — такое мнение сегодня высказывают многие специалисты этой сферы.
Для того, чтобы теория вылилась в практические начинания, в Костанайской области реализуется специальная программа, по которой выпускникам школ выдают гранты на обучение главы региона. Особенность в том, что получить материальную поддержку могут лишь те, кто поступает на педагогические или медицинские специальности.
В идеале через несколько лет кадровая проблема автоматически должна пойти на спад. Тем более, что каждый аким города и района с некоторого времени также учреждает несколько грантов для будущих учителей и врачей. В-третьих, выкупить у частников здания бывших детских садов оказалось не так уж и просто: либо не хватало денег, чтобы вернуть «стены», либо перепланировка помещений, сделанная за последние годы в интересах бизнеса, ставила под сомнение оправданность затрат.
Некоторые здания просто разрушили, какие-то были в свое время отданы государственным структурам, которых тоже просто так на улицу не выставишь.
Казалось бы, непреодолимым барьером стал вопрос об охвате малышей дошкольным обучением. Кто-то может возразить, сказав, что рыночная экономика делает доступным раннее образование… Но только для тех, у кого есть средства. Существует практика частных детских садов, воспитателей, работающих с детьми на дому. Да и в простой сад проще попасть, если есть деньги. А как быть остальным?
Выход нашли — создание мини-центров, где дети могли бы получать навыки рисования, труда, общения со сверстниками. Здесь их «тренируют» делать первые логические выводы, и всему тому чему, по идее, учат в полноценных детских садах.
В течение нескольких месяцев (с сентября по январь 2006 года) в Костанайской области открылось 373 таких образовательных учреждений. Еще 60 в регионе уже существовали. Это позволило увеличить охват дошкольным образованием 63,2% детей в возрасте до 6 лет. На сегодня это лучший показатель в республике.
Принцип создания и работы мини-центров прост. На базе действующих в городах и районах школ создаются специальные группы, куда родители ежедневно, кроме выходных, могут приводить своих малышей на несколько часов. Длительность пребывания в каждом центре разная. В одних селах 3 часа, в других — 5.
Важно то, что за посещение групп не нужно платить. Подобная форма не предусматривает таких традиционных детсадовских элементов распорядка дня, как сон, питание, прогулки с воспитателем после обеда: эти обязанности на себя берут родители. Однако, если мама желает кормить свое чадо в центре, вопрос решается просто. Питаться ребенок будет в столовой или буфете, которые существуют при каждой школе.
Вопросов по программе обучения также не возникает — в мини-центре ребенок изучает весь комплекс предметов, которые предусмотрены для обычных детских садов.
В сложившейся ситуации — неплохое решение возникшей проблемы, тем более в свете перехода на 12-летнее образование.
Планируется и строительство новых дошкольных учреждений, но когда это произойдет — неизвестно. Пока готовится проектно-сметная документация. Возможно, что через пару лет будут выделены деньги из республиканского или местного бюджета на решение этой проблемы.
По предварительным прогнозам финансирование строительства новых дошкольных учреждений появится в 2008-2010 годах. Где конкретно будут располагаться новые здания, тоже не ясно.
Рано говорить и о суммах, которые понадобятся на реализацию этой идеи.
Дополнительно напряженность ситуации сегодня пытаются снять с помощью перевода школ-садов в статус яслей-садов.
В этом году в Костанае возможна реорганизация 5 садов, но говорить о том, что все они сменят контингент учащихся, пока нельзя.
— Один из этих садов находится в частных руках, поэтому все будет зависеть от того, как отработает руководитель — сможет ли набрать необходимое количество детей дошкольного возраста или нет. В остальных случаях тоже достаточно непростые ситуации, — говорит Людмила Кожевина, методист по дошкольному обучению ГУ «отдел образования акимата города Костаная».
Например, школе-саду №5 необходим капитальный ремонт, а значит, и значительные финансовые затраты.
— Сад состоит их 2 зданий, одному из которых больше 70 лет. Второе требует замены кровли, электропроводки, канализации и отопительной системы. Кроме того, в одном из зданий сада не предусмотрены спальни, и после перепланировки высвобождаемая полезная площадь сможет вместить всего 3 группы яслей-сада, а средства будут выделены большие. Это не снимет проблемы с дошкольным образованием, — поясняет Людмила Кожевина.
Получается, что часть школ-садов принесет больше пользы, если не будет реорганизована. Поскольку в Костанае действительно пока нет всех условий необходимых для работы с детьми до 6-7 лет.
И выходит, что кардинальное решение проблемы требует не только значительных материальных, но и интеллектуальных ресурсов, которых у региона сегодня нет.
Да и для самих родителей, которые водят детей в детские сады, а не мини-центры, проблема финансов также остра. В месяц за ребенка необходимо платить от 3,5 до 5 тысяч. Почему колебание сумм так велико?
Все ясли-сады — это ГККП (государственное коммунальное казенное предприятие) и находятся на частичной дотации, то есть из бюджета выделяются деньги только на покрытие расходов, связанных с отоплением здания и выплатой заработной платы сотрудникам. Остальные средства предприятие должно зарабатывать самостоятельно, то есть брать плату за предоставленные услуги.
Некоторые родители ссылаются на документ, в котором говорится, что при посещение детского сада необходимо оплачивать лишь 100% питания. Однако здесь возникает «небольшая» неувязочка: подобное требование относится к ГУ (государственному учреждению), но никак не к ГККП.
Поэтому в ту сумму, которую отдают родители, входит оплата не только питания, но и частично коммунальных услуг, света, газа, горячей и холодной воды, даже ремонта.
Учитывая тот факт, что все здания детских садов давно требуют капитального обновления, если не реконструкции, можно себе представить в какую сумму выльется замена системы отопления или канализационных труб. Затраты на то, чтобы сохранять здание в более-менее нормальном состоянии значительно снижают возможности дошкольного учреждения в плане обновления методического материла, закупки новых игрушек, постельного белья и других «бытовых» мелочей.
Говорить о том, что все проблемы будут сняты с повестки дня в ближайшие годы, легкомысленно.
Однако комплекс мер, который сегодня реализуется в Костанайской области, принесет свои плоды… через 5-10 лет.
Если говорить о растущем поколении: быстро это или долго?