Однако учащиеся 2003-2004 года обучения до сих пор в глаза не видели новых учебников, не говоря об учебных ружьях и гранатах. А преподаватели НВП в глаза не видели своей настоящей зарплаты. Школа подвела их под категорию учителей, хотя во всех правительственных документах они числятся преподавателями. Это достаточно существенная деталь, особенно если посмотреть и посчитать, какие за ней стоят деньги. Посмотрим и посчитаем?
Сначала о базе
В стране был принят ряд Правительственных постановлений о НВП, разработаны табеля снабжения начальной военной подготовки, в которых только одно перечисление материальных средств и литературы занимает более чем 60 пунктов.
Однако ни одно из трех ведомств, ответственных за это, а именно: министерство образование, министерство обороны, Управление по ЧС, не выполнили большинство пунктов обеспечения учебно-материальной базы НВП.
Начнем с учебников. Сегодня преподаватели НВП имеют учебники (по одному экземпляру на каждую параллель), но покупали их они за свой счет. У учеников учебников нет. До того как вышло решение об отмене старых программ по НВП, в школе было какое-то количество учебников, ученики могли их взять и выполнить домашнее задание. После того как старую литературу аннулировали, ввиду несоответствия устаревших параметров современным требованиям, а новая литература в школы так и не поступила, уроки по НВП превратились в лекторий на непонятную тему…Требовать с учащихся знаний после такого преподавания вряд ли возможно. Хотя предмет — серьезный.
Что касается военно-технического имущества: в школах нет ни учебных автоматов, ни гранат, ни противогазов. Справедливости ради надо сказать, что в некоторых учебных заведениях кое-что все-таки имеется, но это либо остатки роскоши советских времен, либо материальные ценности, которые были найдены, выпрошены, приобретены за свой счет исключительно силами преподавателей-организаторов НВП. Некоторые НВПэшники говорят, что их затраты составили до 100 тысяч тенге, однако никаких компенсаций от школы или от министерства они не получили. Между тем в школах складывается странная ситуация: денег на оборудование кабинетов никто не выделяет, а проверяющие требуют наличие того, этого, пятого, десятого — согласно постановлениям! «Откуда этому добру взяться»? — вопрошают преподаватели НВП. В советские времена один элемент полосы препятствий стоил 5000 рублей без установки. Сегодня ни один преподаватель не может позволить себе на свою зарплату приобрести этот элемент, но все проверяющие наивно считают, что элемент должен быть и все.
Теперь посчитаем зарплату
А, может быть, и впрямь государство позаботилось о преподавателях НВП и заложило им баснословные суммы, которые не жалко кинуть раз-другой на благотворительность для любимой школы?
Отнюдь. Преподаватели-организаторы считают, что государство их обманывает, а проверяющие финансовые органы не хотят видеть этого обмана. При том, чтобы найти правду, только и надо что взять правительственные постановления и внимательно их проштудировать, в них все черным по белому написано, ничего не надо выдумывать. При этом, собственно, именно эти постановления и должны выполняться, а не чьи-то фантазии на уровне управлений финансов. Выше правительственных документов в стране нет!
Прежде всего, согласно этим документам в школы в 1998-99 учебном году была введена штатная должность преподавателя-организатора начальной военной подготовки (не учителя, а преподавателя). На него были возложены обязанности: проводить занятия по основам безопасности жизнедеятельности и организовать военно-патриотическое воспитание школьников.
До того как НВП умерло в системе образования, в наших школах были военруки. Они тоже не считались учителями, а числились завучами по военно-патриотическому воспитанию. В то время работы в этом направлении было много, и она действительно проводилась, но не потому, что люди того времени умели работать, а нынешний состав военных сдает свои позиции и ничего не может сделать с оголтелыми школьниками. Нет! У завуча была хорошая зарплата, труд военрука ценился и хорошо оплачивался, школы имели отличные материально-технические базы. А нынче…даже на уровне начисления заработной платы преподавателей-организаторов ущемляют в деньгах.
Итак, согласно постановлениям правительства, работники НВП должны относится к преподавателям-организаторам, а это значит, что их оклад должен рассчитываться из расчета ставки, соответствующей категории G-7. Однако преподавателей НВП администрация школ относит к учителям и начисляет им деньги из расчета ставки учителя, по категории G-9. Мы посчитали, разница в категориях составляет 1.600 тенге, вроде бы деньги небольшие. Но от этой ставки зависят другие начисления, а, кроме того, речь идет о длительных сроках работы в школе (то есть уже два года как сотрудников НВП обманывают), ежемесячно недоначисляя им законные средства. Вернуть их можно будет только через суд, добровольно ни одно финуправление не отдаст ни копеечки.
Более того, когда в некоторых школах города Алматы бухгалтера все-таки попытались перевести преподавателей НВП на законные категории, проверяющие инстанции заставили их удержать из зарплаты НВПэшников якобы «лишние» суммы, и бухгалтера не посмели ослушаться.
По вопросу заработной платы преподавателей НВП военруки Алматы, в частности — методическое объединение военруков преподавателей-организаторов Турксибского района — обращались в министерство образования и науки РК, в департамент бюджета, планирования и финансов. Задавали один единственный вопрос: почему не выполняется постановление правительства? Им ответили, что действительно было такое постановление за номером 41 от 11 января 2002 года, в котором говорилось о системе оплаты труда работников госучреждений, но до него было другое постановление за номером 42, действующее с 1993 года, в котором учителя и педагоги дополнительного образования тарифицировались одинаково, по 7-14 разрядам. И вот поэтому, по предложению министерства труда и социальной защиты населения РК, которое и явилось основным разработчиком нового постановления за номером 41, педагоги-психологи, социальные педагоги, преподаватели-организаторы в том числе — отнесены к группе оплаты труда для учителей всех специальностей.
То есть, получается что, когда правительство вдохновенно внедряло НВП в школы в 1998 году, оно возлагало на военруков одни обязательства, понимая, что их труд будет соответственно оплачиваться! Но минтруда своим каким-то предложением, которое документально никак не подтверждено (предложение в официальном ответе директора департамента госпожи Нургожаевой не имеет ни номера, ни даты, на него ссылаются просто, как на существующий факт). Почему преподаватели НВП должны верить словам? Почему предложение министерства обладает большими полномочиями, чем постановление правительства?
В тех же постановлениях четко записано, что ставка преподавателя-организатора составляет 9 часов, но если количество уроков будет меньше, то им все равно должны выплачивать полный оклад. Однако школы не выполняют и этого условия постановления. Говорят о том, что преподаватели не отрабатывают свой оклад, поэтому должны добирать часы за счет ведения такого предмета как ОБЖ. При этом ОБЖ считается самостоятельным предметом, за который преподаватели должны получать отдельную заработную плату! И это не выдумки военруков, все положения о дополнительной оплате для преподавателей НВП разработаны на основании совместного приказа трех министерств.
И еще один пункт в начислении заработной платы НВПэшникам вызывает недоумение. Если педагогическая нагрузка преподавателя НВП в неделю составляет более 18 часов, он должен получать средства, предусмотренные в таких случаях для всех учителей. Но бухгалтерия школ оплачивает дополнительные часы этим преподавателям на условиях почасовой оплаты, как будто преподаватели НВП — привлеченные специалисты! Впрочем, до 2003 года бухгалтерия грамотно вела свои дела в этом вопросе, но после весенних проверок контрольно-ревизионного управления, вынуждена была сделать перерасчет и подвести преподавателей НВП под привлеченных специалистов. На каком основании?
Самое интересное, что после всех этих недоразумений, а откровенно говоря, настоящего бардака в военном вопросе, страна в целом хочет воспитать патриотически-настроенных граждан. При этом граждане, видимо должны вырасти патриотами кустарным способом, потому как воспитывать их скоро явно будет некому.
За пять лет из 27 школ уволилось 50 преподавателей-организаторов НВП.