Он успел поработать на одной площадке с самим Шакеном Аймановым, прославляя казахское кино, доехал до папы римского, испытывал глубокую человеческую боль за экологическую катастрофу Арала. О многогранной личности, с чьим именем крепко связана история отечественного кинематографа, вспоминают коллеги по цеху и друзья.
До Лондона и назад… на машинах
– Могу много чего рассказать об Игоре, поскольку 50 с лишним лет мы с ним были дружны! – говорит Лейла АРАНЫШЕВА, кинорежиссер. – А познакомились мы на киностудии, потому что оба там работали. Моя семья тогда жила рядом, в доме на Комсомольской, где проживали кинематографисты. Поэтому студийные приходили к нам часто домой, в том числе и Игорь. Он был учеником моего свекра, другом покойного мужа и, как следствие, стал и моим другом тоже.
У нас была близость и профессиональная, и человеческая. Я рано родила ребенка и не была к этому готова. И вот стоим втроем над 5-дневным младенцем, я, муж, дедушка, параллельно в доме идет капитальный ремонт, и не можем его запеленать. Пришел Игорь, увидел “безобразие” и через 20 минут привез свою жену Нелю, которая перепеленала нашего ребенка и показала мне, как всё делать. Это его характеризует как личность, как человека, казалось бы, он взрослый мужчина, зачем ему это надо? Но он понял, что нужна помощь!
Игорь по жизни был таким, его не надо было ни о чем просить, он сам помогал.
В 2006 году мы проехали с киношниками на машинах до восточной границы, до Семея. Везде заезжали на погранзаставы, в населенные пункты, показывали кино. А еще раньше, в 1996 году, была другая гениальная акция, это только он мог такое придумать! Мы проехали на машинах в честь столетия кино до… Лондона и назад! Представляете, 2 месяца мы путешествовали на пяти автомобилях через разные города и страны, демонстрировали там кино. Это было классно! Мы оказались в Венеции в момент кинофестиваля! И нас принял и благословил папа римский. По-моему, Олжас Сулейменов тогда был послом Казахстана в Италии, и он организовал, чтобы нас пропустили на проповедь, на которую не каждый может попасть, и папа римский с балкона благословил нашу делегацию. Это было так трогательно.
Конечно, всё это организовал Игорь, с его энергией и гражданским потенциалом. Он был 100-процентный гражданин своей страны и своего города, хочу это подчеркнуть. И он был настоящим другом во всех проявлениях этого слова. Настоящая дружба, я считаю, – это когда друг откликается на то, что произошло у тебя хорошего. Игорь был из таких, он умел радоваться чужому успеху. Мы с ним работали на одной-единственной картине – "Эй вы, ковбои!" Абдуллы Карсакбаева. Я тогда была ассистентом, а он – оператором-постановщиком.
Он в каждой профессии состоялся: оператор, режиссер, драматург… Но для меня было большим потрясением, когда я прочла два его последних сценария. Игорь по молодости был такой темпераментный, пытался охватить всё, и что-то, может, не доводил до логического завершения. И вдруг я читаю эти сценарии и прихожу в профессиональный восторг! Так всё продуманно – детали, суть, я ему так сказала в глаза: “Игорь, я горжусь тобой, ты стал настоящим кинодраматургом!”.
Один сценарий – “SOS”, об Аральском море, он болел этой идеей много лет. Более того, я была участником центра поддержки национального кино, и мы его одобрили, чтобы запустить, но получилась неувязка, там параллельно шел документальный фильм на эту же тему. И, поскольку после нас сценарии утверждала еще и межведомственная комиссия, она провела документальный фильм.
Второй – “Пектораль”, китайская история, Игорь его представлял в посольстве КНР. Как он мне рассказывал, там им заинтересовались и готовы были снимать. Если бы не пандемия, этот проект пошел бы. Я, как режиссер, не задумываясь, взялась бы за оба эти сценария, настолько они качественные и интересные.
Дорога в Кызылординской области
– Мы с 1961 года знаем друг друга, пришли на киностудию в одно время и попали в одну картину, он – помощником оператора, я – в качестве актера. С тех пор дружили. Сняли совместные картины: “Год дракона”, “Чокан Валиханов” (фильм получил Госпремию), “Маньчжурский вариант” (третья часть фильмов о разведчике Чадьярове, наряду с лентами “Транссибирский экспресс”, “Конец атамана”). Первый фильм, где Игорь уже выступил как режиссер-постановщик, написали совместный сценарий “Дом у соленого озера”, – делится воспоминаниями Асанали АШИМОВ, народный артист СССР, актер, режиссер театра и кино. – Он хороший оператор, потом перешел в режиссуру, занялся драматургией. Поставили две его пьесы в драматическом театре им. М. Ауэзова – “Апокалипсис” и второй спектакль – “Қаза мен жаза”, там я выступил как режиссер-постановщик. Вот такая творческая дружба.
Кино – это ведь, прежде всего, хорошая организация. Игорь всегда умел организовать съемки, найти нужные объекты, знал свое дело. Был отзывчивым, энергичным, без всяких выкрутасов, умел дружить, любил и уважал меня, называл Асекен. Для меня это уже достаточный показатель отношения. В последние годы он был на пенсии, но много писал: пьесы, сценарии. Ко мне заходил, посидим, поговорим –
Игорь хороший собеседник, рассказчик. Планировали снять художественный фильм об Арале, сценарий был готов, но по разным причинам не получилось.
– Это мой первый режиссер, был утвержден директором картины “Дом у соленого озера”, такой шустрый мне нужен, говорил он. Мы с ним не одну картину отработали, начинал как директор картины, потом продюсер был. Яркий представитель той старой советской школы казахского кино, один из тех, кто еще работал с Шакеном Аймановым на одной площадке! – продолжает кинопродюсер Канат ТОРЕБАЙ. – Айманов называл его на казахский лад – Жагор. Он начинал совсем молодым, пришел в качестве ассистента оператора, Айманов ему и посоветовал, мол, таскать приборы, камеру всегда найдутся люди, а ты езжай, учись.
Игорь и поехал во ВГИК в Москву, закончил операторский факультет у Бориса Волчека, по распределению сначала попал в Куйбышев, но потом вернулся на “Казахфильм”.
К/к "Легендарный Чокан", 1984 г. Режиссеры-постановщики: народный артист СССР А. Ашимов и Цой Гук Ин. Оператор-постановщик Игорь Вовнянко
Когда вышел указ о присуждении госпремии за фильм о Чокане Валиханове, Игорь в это время снимал документалку в Кызылординской области.
Жили киношники на квартирах у местных жителей и каждый день в окно наблюдали одну и ту же картину: разбитую дорогу, по которой дети добирались в соседний поселок в школу. Так вот деньги, полученные за Госпремию, надо сказать, очень большие, он попросил перевести на строительство дороги в этой местности.
На моей памяти это единственный случай, может, были еще, я не слышал, чтобы человек так поступил.
С ним было работать одно удовольствие, он же по первой профессии оператор, то есть это намного лучше, когда режиссер и еще все операторские тонкости знает – как свет, камеру поставить.
Жил в гармонии с совестью
– С Игорем Александровичем Вовнянко меня связывает четверть века родственных отношений. 25 лет назад ко мне зашли домой Асанали Ашимов, Игорь Вовнянко с такой миссией – свататься к моей дочери. Я работал тогда главным редактором в “Егемен Қазақстан”, – рассказывает Уалихан КАЛИЖАНОВ, академик, писатель, литературный критик. – Я давно знал Ашимова, а вот Вовнянко только визуально, близких контактов не было. Но раз дети наши полюбили друг друга, а моя дочка Айгуля заранее познакомила меня с Андреем – сыном Игоря Александровича, я стал принимать их как дорогих гостей. Они рассказали о его исторических корнях, что Игорь Александрович является потомком Мариям Жагорқызы (известная исполнительница казахских песен), что их влечет к казахам (смеется). Так мы познакомились и четверть века дружили как құда.
Конечно, он человек с большой буквы, мэтр казахского кино, лауреат Госпремии, оператор, фотохудожник, драматург. Через какое-то время родился первенец. Игорь звонит и говорит: “Уалике, поздравляем вас с внуком! Я знаю законы казахов, что первый ребенок как бы принадлежит родителям. Прошу дать вам ему имя, я поддержу”. Внука назвали Адилем, чтобы он был справедливым. Вот так мы его и воспитывали. Я сам по-казахски, что называется, балажан, люблю детей. Купал его каждый день, делал массаж, был такой опытный, Игорь всегда смеялся: вот вы его назвали, теперь сами для него всё делаете. Внук вырос, учится в сфере кино, эстрады, сочиняет музыку, поет.
Дети обустроились, в жизни нашли свое призвание. Через какое-то время родился второй внук, он опять звонит.
– Уалике, – говорит, – давайте назовите его.
– Говорю, это нечестно, теперь я вам уступаю.
И он с ходу дал ему имя – Ален, это и на французский, и на казахский манер, и современно звучит. Я говорю, как Ален Делон?
Вот так мы как құдалар общались, мероприятия наших детей вместе проводили, гуляли и так далее. Четверть века бок о бок рядом прошли, даже не заметили. Я его как человека очень уважаю, он часто говорил про себя “я – евразиец”.
Правильно, отвечал я ему, у вас разные корни, ваша жена по отцу казашка, по матери – татарка. Когда они собирались, он всегда шутил: “О, татарская слободка собралась!”.
Когда были презентации его фильмов, проектов, я всегда ходил, он очень высоко ценил мое мнение, уважал. Особенно последние два спектакля по Аралу, где Асанали Ашимов играл главного героя, мы все сидели в зале и рыдали. Это человек русской души писал, но вложив всю боль казаха. Трагедия Арала, эта экологическая катастрофа, его очень волновала. Это незабываемая пьеса.
Его фильм “Господи, помилуй заблудших” об искании Бога, о котором мы много говорили. 4–5 лет назад снимали документальный фильм о природе Казахстана “Атлас природы Казахстана”. Я выступил главным редактором проекта. Эта энциклопедия казахской природы была не спонтанной идеей, Игорь целенаправленно ездил по стране, знал, что снять в Жетысу, а что – в Акмолинской области. Фильм был показан по телевидению, это его авторский проект. Он также снимал всё на фотокамеру – потом провел большие выставки в Астане и Алматы. Несколько картин из этой серии подарил, они висят у меня дома. “Атлас природы Казахстана” он хотел издать отдельной книгой, но не получилось.
К/к "Тайны королевы пиратов", 1985 г. Народный артист СССР А. Джигарханян. Оператор-постановщик Игорь Вовнянко
Самое главное в Игоре – человеческое отношение, жизнелюбие, он даже когда болел, не поддавался унынию. Я благодарю судьбу, что мой құда Вовнянко – человек чистейшей души, который жил в гармонии со своей совестью. Он внес огромную лепту в искусство, литературу и кино Казахстана.
Алматы