Судьба батыра трагична. Всего несколько лет назад ученым из Уральска с большим трудом удалось найти место захоронения Датова. В исторических документах нет точного указания на него. Во многих исследованиях указывается 1802 год, когда он погиб. При этом дается ссылка на данные русского исследователя Я. Гавердовского о поминках по Сырыму ранней весной 1803 года. Отсюда и был сделан вывод о его смерти.
Существует предание, что Датов был отравлен по пути из Хивы. После его смерти сподвижники, бывшие рядом, доставили тело до ближайшего поселка и захоронили по согласованию с местным имамом на самом высоком месте, не затапливаемом водами Амударьи, которое получило название Гаип-ата. Именно оно является местом упокоения батыра, считают члены научной экспедиции, поехавшей на поиски его могилы в начале этого века.
– После нашей экспедиции было много сомневающихся, говорили, что это не он. Мы еще раз убедительно заявляем: это Сырым Датов. Но существует наука, поэтому первое предложение, которое я хочу внести в резолюцию, – провести ДНК-анализ костных останков, которые мы обнаружили, – заявил директор областного центра археологии и истории Мурат СДЫКОВ, выступая с трибуны научно-практической конференции, посвященной 275-летию Сырыма Датова.
Время батыров
Сырым Датов вошел в отечественную историю как руководитель первого крупного антиколониального и антиханского народного восстания, которое охватило степи Западного Казахстана в 1783–1797 годах.
Основными причинами выступления населения Младшего жуза явились политический кризис казахского общества, обострение земельного вопроса, запрет казахам переходить “на внутреннюю сторону” в междуречье Волги и Урала, усиление колониального гнета, открытый грабеж и насилие над народом со стороны как хана и султанов, так и Уральского казачьего войска и царской администрации.
– У нас по-прежнему очень сильно влияние советской исторической науки, марксистско-ленинской идеологии. Мы до сих пор говорим, что Датов возглавлял национально-освободительное движение. Но это гораздо более широкое явление, потому что оно было направлено не только против российского колониализма, но и на модернизацию казахского общества, изменение общественно-политического устройства. Не случайно он вошел в ханский совет и не случайно воевал с ханами. Для чего? Потому что понимал, что власть в тех условиях должна была стать другой. Сырым Датов практически первым начал борьбу не только за национальное освобождение казахов от колониальной политики, но и за политическое переустройство, – подчеркнул профессор истории Мурат Сдыков. Жузы: Лебедь, рак и щука казахской идентичности
– С него начинается время, когда батыры заявляют о себе в борьбе за власть.
Батыры делают это в интересах простого народа, чтобы защитить население от угрожающих ему бед.
Мы называем историческое явление, возглавляемое Сырымом 14 лет, восстанием. При этом полномасштабные военные действия проходили лишь в 1784–1785 годах. Можно сказать, что это было движение, которому послужили, на мой взгляд, две причины. Во-первых, земельный вопрос – по сути, самая важная тема в вопросах суверенитета. Не зря Сырым-батыр участвовал в восстании Емельяна Пугачева, преследуя интересы в вопросах возврата земель между Волгой и Уралом. Во-вторых, это антиколониальное движение с участием казахских родов, живших вдоль Урала, которым по царским указам запрещалось кочевать на исконных землях. И в конечном счете заслуга Сырыма в том, что начатое им движение, по большому счету, достигло своих целей, – говорит профессор Актюбинского госуниверситета Талгат ЖУМАГАНБЕТОВ.
Путь открыт
Последний период жизни был одним из самых сложных в судьбе Датова. После упразднения ханского совета он покидает пределы Младшего жуза и перекочевывает в Хивинское ханство. Основными причинами ухода стали поражение движения и отсутствие былой поддержки со стороны общества из-за убийства хана Есима. Это обстоятельство сделало Датова фактически изгоем, так как родственники Есима поклялись отомстить за его убийство. Поддержку Сырым предполагал найти в Хиве. Однако политическая ситуация в соседнем государстве была крайне сложной. Фигура Датова, его популярность на родине не могли устраивать правителей Хивы, и отношение к нему было более чем холодным. При этом путь домой был закрыт.
По одной из версий отравили его казахские султаны. По второй – по указанию хивинского хана. Так как была велика угроза осквернения могилы, то место его захоронения тщательно скрывалось, а потом и вовсе забылось.
Поэтому найти точное место, где покоится его прах, оказалось очень проблематично. Сама поездка научной экспедиции в начале уже XXI века из Уральска в Узбекистан была непростой. Однако сейчас ситуация изменилась. Сырым Датов – Он поднял степь на борьбу
– Недавний визит Президента Казахстана в Узбекистан говорит о том, что между нашими странами установятся хорошие отношения. Участники первой экспедиции помнят, что мы ехали на могилу Сырыма Датова, как партизаны, без официального разрешения, хотя и обращались в МИД Узбекистана, – отметил Мурат Сдыков. – Нужно перезахоронить Сырыма Датова на территории Западно-Казахстанской области. Эту проблему надо решать. Потому что великие люди (а Сырым Датов относится к таким), должны быть похоронены на своей родной земле.
Однако решение этого вопроса, думают ученые, скорее всего, займет не один день. Кроме того, сведения о жизни и деятельности Сырыма Датова историкам еще предстоит собрать и изучить. Многие архивные документы остаются пока недоступными, неизученными.
– Документы, сохранившиеся в Оренбургском госархиве, говорят о том, что царское правительство тщательно собирало информацию о Сырыме Датове. Настало время для их обнародования. Есть сведения и в архивах Турции. Известно, что турецкое правительство направляло к нему своего представителя. Есть данные в архивах Узбекистана. Мечта Сырыма Датова – это независимый Казахстан, и она осуществилась, – отметил историк Мухтар АБИЛСЕИТ.
Уральск