Ученые решили бороться. В суде - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+20 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ученые решили бороться. В суде

Ученые решили бороться. В суде

Людей, занимающихся наукой, на современном молодежном сленге недаром называют "ботаниками". Образ весьма точный, идущий, наверное, от трогательного и рассеянного Паганеля - эдакого научного отшельника, "не от мира сего", который весь погружен в свои мысли о цветочках и жучках…

  • 5 Февраля 2009
  • 1428
Фото - Caravan.kz

Но наука давно уже ушла с пути отдельных энтузиастов-одиночек.
Сегодня настоящую науку, ставшую производительной силой общества, можно развивать только в крупных научных коллективах, с мощным и современным оборудованием, на основе солидных финансовых вливаний.
В государствах, где это понимают — наука развивается. В Казахстане же процесс реорганизации науки идет с начала обретения страной независимости. И эта бесконечная ломка уже почти разрушила многие научные учреждения страны.
На днях в научном мире Казахстана вновь взорвалась «бомба»: впервые академическое научное учреждение подало в суд на… Правительство! В связи с неправомерными действиями последнего, вылившимися в нарушение ряда законов. На днях с объяснениями этого беспрецедентного факта выступили ученые, руководители профсоюзных организаций нескольких научных институтов страны.
Они решили оспаривать в суде Постановление Правительства РК № 961, принятое в 2007 году, которое преобразовало государственные предприятия, какими являлись на тот момент Институт химических наук имени А. Бектурова и Институт органического катализа и электрохимии имени Д. Сокольского, в акционерные общества.
С самого первого дня принятия данного постановления разразился скандал: с протестами против действий чиновников выступили известные ученые, академики, доктора наук, представляющие два известных не только в стране, но и за рубежом академических научных учреждения. Их всех решили одним махом приватизировать и передать со всеми научными «потрохами» в ведение государственного холдинга «Самрук», который был создан, чтобы эффективнее управлять государственными активами.
— Мы имеем заключения независимых аудиторов, а также Минюста и даже Генеральной прокуратуры о том, что данная реорганизация нарушает Закон, вредна для страны, — рассказывает Марат Молдабеков, Председатель профсоюза работников науки РК. — Но чиновники игнорируют и наши обращения, и законы. Кроме того, по мнению многих опытных юристов и той же Генеральной прокуратуры, в данном случае грубо нарушаются конституционные права и свободы граждан Казахстана — работников институтов, а акционирование ведет к скрытой приватизации государственной собственности. К тому же это приводит к разрыву научной и научно-технической деятельности институтов, что прямо наносит ущерб государству. Именно по этим причинам данное Постановление Правительства РК должно быть отменено. И мы хотим добиться этого по решению суда.
Акционирование было задумано, как объединение активов институтов, с тем, чтобы их эффективнее использовать. Но актив активу — рознь, справедливо считают академики. Одно дело, когда в холдинг передаются завод, предприятие или нефтяное месторождение, и совсем другое, когда — научный институт, со своим коллективом, научной школой и интеллектуальным потенциалом. «Самрук — Казына» сегодня занимается чем угодно, но только не фундаментальными научными изысканиями — к чему же тогда впрягать в одну телегу ежа и ужа? Данный путь — самый простой способ окончательно угробить казахстанскую науку, которая и так дышит на ладан.
Против этого решительно еще в середине прошлого года выступили академики НАН РК Д. Сембаев, Е. Бектуров, директора попавших под «каток реорганизации» институтов профессора Г. Досумов, К. Арынов, М. Толенов, Р. Искаков, многие другие известные казахстанские ученые. К их мнению присоединяются и участники состоявшегося на днях в Алматы «круглого стола», посвященного развитию науки в Казахстане. По их мнению, вопиющая некомпетентность «реформаторов науки» наносит непоправимый ущерб и науке, и стране в целом.
— Теперь основным принципом нашего функционирования становится так называемая «производственно-хозяйственная деятельность»… О фундаментальной науке в постановлении даже не упоминается! — возмущается директор Института органического катализа и электрохимии Гусман Досумов. — А прекращение фундаментальных разработок, которым поколения работников института отдали десятки лет жизни, означает прекращение развития науки, потому что без них нет ни прикладных разработок, ни внедрения их в промышленность. Подобное «реформирование» науки ведет лишь к снижению ее статуса и престижа, который и так сегодня не слишком высок…
К тому же, речь идет и о прямых материальных потерях, которые несут ученые. Например, Институт химических наук провел в прошлом году международный аудит, который подтвердил, что стоимость интеллектуальной собственности, принадлежащей авторам научных открытий и изобретений, которые работают в институте, составляет сумму почти в миллиард тенге! Так, институтами внедрены в производство ряд катализаторов для промышленности, проданы лицензии на производство, даже такой известной химической швейцарской компании, как LONZA.
А вот что пишет в письме на имя Премьер — Министра К. Масимов генеральный прокурор Р. Тусупбеков: «… в соответствии с оценками аудиторских компаний только лишь стоимость интеллектуальной собственности Института химических наук составила более 30,2 млрд. тенге.» И далее: «Имеющийся опыт акционирования или реорганизации других научно — исследовательских организаций свидетельствует о нецелесообразности принятия подобных мер».
Но целесообразно или нет — здесь у каждого может быть свое мнение. А вот то, что Постановление прямо нарушает действующее законодательство — об этом прямо говорится в том же письме Генерального прокурора. «В соответствии со статьей 27 Закона РК «О науке» государственные научные организации, проводящие фундаментальные исследования, не подлежат приватизации. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса на имущество акционерного общества его участники (учредители) сохраняют обязательственные права. То есть, они вправе участвовать в управлении делами АО, получать дивиденды и т. п. При этом все имущество акционерного общества, даже со стопроцентным участием государства, включая акции и доли участия в хозяйственных товариществах, является частной собственностью акционерного общества» (выделено в письме прокурора). А закон однозначно запрещает приватизацию академических научных организаций.
— Но никакие обращения к здравому смыслу не действуют: исполнительная власть решила настоять на своем, — говорит Майра Умерзакова, председатель профсоюза Института химических наук. — Но и мы не собираемся мириться с таким произволом. Поэтому решили добиваться своих прав в суде.
Примечательно, что при акционировании в расчет брались только стоимость зданий, оборудования и земли, на которой расположены эти институты. Причем их стоимость посчитали по остаточной балансовой стоимости — то есть, очень дешево. Хотя все знают, что рыночная стоимость этого поистине «золотого» участка, в самом центре Алматы, в районе Академии Наук, сегодня в сотни раз выше. Может, кто-то просто «положил глаз» на эти участки и здания? — недоумевают академики.
— А по-иному я просто не могу объяснить решение властей, — говорит директор Института химических наук К. Арынов. — Наши институты сегодня активно развиваются, совершают открытия, активно сотрудничают и с другими международными научными учреждениями, и с промышленностью, и с вузами. Мы еще несколько лет назад создали научно- образовательные консорциумы с рядом университетов. Более трехсот пятидесяти студентов обучаются химическим технологиям в наших лабораториях, десятки бакалавров и магистров ежегодно проходят практику. Сегодня институт осуществляет десять международных проектов и выполняет более шестидесяти разработок по госзаказу…И все это сломать?
Включение потенциала научных, фундаментальных школ, в коммерческие вузы, безоглядная реорганизации научных учреждений, которой не видно конца — однозначно неправильны, — так считает академик Д. Сембаев. Он убежден, что серьезные открытия, двигающие развитие науки, не делаются в рамках планов по наращиванию прибыли или оптимизации затрат.
А иначе нигде в мире и не сохранилось бы фундаментальной науки. В абсолютном большинстве развитых и развивающихся стран фундаментальная наука остается приоритетом для властей. А казахстанские чиновники, видимо, этого не понимают.
Акционируя институты, власти действовали поспешно и грубо. Это глубоко обидело ученых, многие из которых отдали всю свою жизнь науке. Такой порядок явно напоминает объявления в российских газетах крепостных времен Екатерины II: «Продается ядреная здоровая девка двадцати пяти лет. Умеет готовить, прясть и чесать пятки на ночь…» Ученые-химики, создавшие известную научную школу сегодня очень похожи на крепостных прошедших лет, с ними обращаются так же беспардонно.
А «в пролете» остается общество, интеллектуальный потенциал которого безобразно разбазаривается чиновниками, которые не понимают, что сломать — гораздо легче, чем создавать…