Напомним, что организаторами мероприятия выступили Фонд Нурсултана Назарбаева, ICTM и Казахская национальная консерватория имени Курмангазы.
Симпозиум проходил в гибридном формате, и собрал на одной виртуальной площадке ученых из Казахстана, Аргентины, Португалии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Латвии, Словении, Турции, Словакии, Китая и Грузии. В рамках научного форума прошли заседания восьми секций, на которых были представлены 26 докладов. Каждый день встречи завершался онлайн-концертами казахской традиционной музыки, подготовленными учащимися и преподавателями КНК им. Курмангазы. Первый концерт был посвящён мастерам и классам традиционных инструментов Факультета народной музыки. На второй день с помощью музыкантов этно-фолк группы «Туран» гости симпозиума познакомились с казахскими традиционными инструментами. В третьей лекции-концерте народная певица и этномузыковед Баглан Бабижан представила участникам всё многообразие казахских песенных традиций. Все концерты доступны на канале консерватории в YouTube.
В завершении симпозиума были подведены итоги работы и намечены дальнейшие актуальные направления исследований. Множество обсуждённых ведущими экспертами-учёными вопросов можно объединить в две большие темы: деколонизация музыкальных культур народов мира и функция музыкальных архивов в обществе XXI века.
Первая тема включает такие направления, как репатриация культурных ценностей, реализация совместных международных архивных и исследовательских проектов, переоценка культурного наследия прошлого, включая наследие XX века. Вторая — подразумевает проблемы оцифровки, современных форм представления архивных и музейных коллекций, вопросы доступа широкой аудитории, изучение ныне действующих музыкальных традиций и творчества их представителей в историко-культурном контексте. Эти две темы решено вынести на обсуждение будущего симпозиума по историческим ресурсам, который пройдёт в 2022 году в Бельгии.
Сопредседатель исследовательской группы, этномузыковед, профессор Университета Авейру (Португалия) и директор филиала Исследовательского центра этномузыкологии INET-md Сусана Сардо отметила, что «сейчас этномузыкознание переживает «архивный поворот». В современных условиях исследователи различных национальных и этнических культур испытывают острую потребность в переоценке сохранившихся за более чем 200-летнюю историю сбора коллекций музыкального фольклора исторических источников, в детальном воссоздании на их основе реальной картины истории музыки народов мира».
Вице-председатель, этномузыковед и антрополог, профессор Университета Буэнос-Айреса (Аргентина) Мигель Гарсиа подчеркнул необходимость переосмысления как хранящихся в архивах данных, так и регуляции их использования с позиции авторского права.
— Ценность для исследователей и для представителей живых музыкальных традиций представляют не только сами ноты, аудио- и видеозаписи, но также и метаданные: информация о том, где, кем, как и от кого были получены те или иные образцы. Научному сообществу необходимо проявить инициативу в пересмотре законодательных регуляций доступа к информации, представляющей мировое нематериальное культурное наследие, — сообщил спикер.
Сопредседатель исследовательской группы, этномузыковед и архивист, представитель Венского фонограммархива Герда Лехляйтнер обратила внимание на то, что одной из целей изучения исторических источников является возрождение в репертуаре современных исполнителей и в современной концертной практике исчезнувших или слабо представленных музыкальных традиций, а также изучение процессов трансформации, переживаемых традиционной музыкой на разных этапах истории под влиянием внешних, в основном политических факторов.
Представитель оргкомитета от Казахстана, доцент КНК им. Курмангазы Валерия Недлина подчеркнула значение симпозиума и обсуждённых на нём проблем для нашей страны.
— Отечественная наука развивается в русле мировых тенденций. Наших исследователей также беспокоят вопросы сохранности архивов, создания их цифровых аналогов, доступа к историческим источникам о казахской музыке, хранящихся как в казахстанских архивах, так и за рубежом. Не случайно в последние годы казахстанским научным сообществом активно обсуждается необходимость организации Цифрового архива казахской музыки. Полученная во время симпозиума методическая помощь, а также предложения о сотрудничестве в подготовке научных кадров от Института музыкологии Венгрии, фонограммархива Австрии, учёных из Словении, Бельгии, Латвии и Португалии, несомненно, будут способствовать реализации этих планов, — заключила молодая ученая.
По мнению участников симпозиума, особое внимание к нему со стороны Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, всесторонняя поддержка в проведении от такой авторитетной организации, как Фонд Нурсултана Назарбаева свидетельствуют о значимости обсуждаемых проблем для предпринимаемых Казахстаном шагов в направлении модернизации национального сознания и всемирного признания богатств казахской культуры.