Кандидат филологических наук Бижомарт Капалбек предложил пересмотреть некоторые моменты в отечественной образовательной программе. Об этом он написал на страницах издания аbay.kz.
В своей публикации автор предлагает обратить внимание на систему образования в Японии, ведь, по его словам, еще в начале XX века деятели Алаша не зря приводили японцев в пример.
«Сейчас японцы выделяют на обучение первоклассников всего 850 часов, причем на японский язык – 306 часов. То есть больше, чем выделяют у нас на два предмета — «Алфавит» и «Родной язык», — отметил автор.
Вместе с тем он обратил внимание, что в первом классе японцы изучают всего восемь предметов: японский язык, математика, основы безопасности жизнедеятельности, уроки музыки, труда, физкультуры, нравственности и классный час. А у нас двенадцать предметов. Если сравнивать по часам, отведенным на первый класс, их у нас меньше, а по количеству предметов – больше. По сравнению с развитой японской страной в отечественной системе образования есть лишние предметы.
«Учитель нации (Ахмет Байтурсынов — Abai.kz) указал девять предметов, которые изучаются только на родном языке и которые действительно нужны: чтение, письмо, религия, национальный язык, история нации, счет, география, фермерство, бытие. По сравнению с двенадцатью существующими сейчас дисциплинами предметы, предложенные Ахметом Байтурсынулы, по количеству ближе к японской системе. Димаш Кудайберген или Кайрат Нуртас? Чьи песни лучше подходят для изучения казахского языка
Какие дисциплины в настоящее время лишние? Во-первых, другие языки (английский и русский). Другие языки японцы не учат с первого класса, даже с начальной школы. Мы с первого класса изучали русский язык, а другие иностранные в нашей системе обучения не существовали даже в советский период. Непонятно, кто ввел три языка и почему их до сих пор не убрал из учебной программы», — обозначил Капалбек.
Авто обратил внимание, что лишь сейчас мы переносим начало изучения английского в третий класс, а русского во второй, но эта мера, по его мнению, не имеет научно-методической основы.
«Почему не с пятого класса, почему русский со второго, а английсfкий с третьего? Кем и как это обосновано?» — вопрошает ученый.
У японцев естествознание там изучается только с третьего класса. А в советское время «Природоведение» начиналось с четвертого класса.
«Если мы сократим эти предметы в первом классе, у детей появятся свободные часы. Ребенку с самого начала школьной жизни нужно дать те знания, которые ему необходимы. Начальная школа должна научить его читать, писать и говорить. Вовлечение в мир родного языка должно предусматривать укрепление нации. Остальное – по порядку», — подытожил г-н Капалбек.