Масштабный эксперимент с фотографиями знаменитого "платья раздора" из Tumblr показал, что люди воспринимают его не в двух, а в трех вариантах раскраски – не только в виде бело-золотого и черно-голубого, но и в виде сине-коричневого, говорится в серии из трех статей, опубликованных в журнале Current Biology, передает РИА Новости.
В конце февраля и в начале марта этого года очередной интернет-знаменитостью стало свадебное платье из соцсети Tumblr, которое заставило жителей глобальной сети разделиться на два лагеря – "золотой" и "синий". Тысячи человек приняли участие в опросе о том, платье какого цвета они видят. В итоге выяснилось, что более 70 процентов респондентов видят его в бело-золотой гамме и только треть опрошенных заявляют, что платье сине-черное.
"Платье раздора" быстро привлекло внимание нейрофизиологов и других ученых, которые попытались объяснить, почему так происходит и кто в этом виноват. Они предположили, что споры возникли из-за особенностей того, как наш мозг удаляет "лишний" цвет с воспринимаемой картинки.
Авторы этой гипотезы, Бевил Конвэй (Bevil Conway) из Массачусетского технологического института (США) и его коллеги, решили изучить свойства платья и его влияние на наше зрение и мозг в лабораторных условиях. Для этого ученые собрали группу из почти полутора тысяч добровольцев, несколько сотен из которых никогда не видели фотографий Tumblr-"звезды".
Как достаточно неожиданно показал этот эксперимент, все люди воспринимают это платье совершенно по разному, и их можно относительно грубо разделить не на два, а на три лагеря – "золотые", "синие" и "коричневые". Последние видят не бело-золотое или голубо-черное платье, а сине-коричневый наряд.
Другим интересным открытием стало то, что восприятие платья зависит в большой степени от возраста и пола человека – пожилые люди и женщины чаще видели "золотой" наряд, тогда как молодые люди видели его в естественных черно-голубых тонах. Ученые связывают это с тем, что пожилые люди и дамы проводят большую часть жизни днем, когда свет имеет относительно голубоватый оттенок, тогда как глаза молодежи больше настроены на работу с "желтым" искусственным освещением.
Схожие опыты провела и другая группа нейрофизиологов из университета Гисена (Германия), которая подошла к проблеме цвета платья с другой стороны. Они попросили полтора десятка добровольцев взглянуть на фотографию наряда из Tumblr и раскрасить диск на экране компьютера таким образом, чтобы его цвет был таким же, как у темных и светлых регионов "интернет-знаменитости".
Оказалось, что люди на самом деле видят не белый или голубой цвет, а разный набор оттенков, начиная от светло-синего и заканчивая темно-синим. При этом платье в целом казалось участникам эксперимента бело-золотым или черно-голубым. Это подтверждает ранние предположения нейрофизиологов о том, что раздор вокруг платья возник из-за ошибок при удалении "лишних" оттенков с картинки в центре зрения в мозге.
И наконец, третья группа исследователей из университетов Невады и Калифорнии проверила, было ли бы платье настолько же популярным, если бы оно было окрашено в другие цвета – к примеру, оранжевый и черный, или зеленый и черный.
Для этого ученые особым образом поменяли цвета на фотографии, инвертировав все участки синего цвета на платье. После такой операции случилось чудо – все участники эксперимента начали считать наряд черно-золотым, тогда как до этого их мнения были разделены примерно поровну.
Подобный эффект и раздор вокруг платья связан с тем, как объясняют ученые, что мы воспринимаем желтый и синий цвета совершенно по-разному — желтый является для нас символом того, из чего сделан тот объект, на который мы смотрим, а синий – индикатором качества освещения. По этой причине наш мозг гораздо охотнее "удаляет" синие оттенки и заменяет их белым цветом, чем он проделывает это с желтыми тонами.
Таким образом, если бы платье было бы не синего, а красного или зеленого цвета, оно не вызвало бы столь много споров и ажиотажа, так как разногласий по поводу его окраски не было бы в принципе.